Подъемно-транспортные устройства
Данный раздел посвящен оснащению подъемно-транспортных операций по сборке машин.
Здесь даны основные направления механизации и автоматизации транспортных операций.
В соответствии с приведенной классификацией, подъемные устройства подразделяются на грузозахватные приспособления, домкраты, полиспасты, лебедки, подъемники-кантователи, тали. Назначение подъемных устройств—прежде всего надежный захват груза и затем подъем его на требуемую высоту.
Грузозахватные приспособления
Приспособления для захвата и удерживания груза могут быть общего (универсальные) и специального назначения. Универсальные приспособления применяются для грузов различной конфигурации. Это крюки, скобы, траверсы, стропы, блоки, полиспасты.
Специальные приспособления используются для определенного вида грузов, например валов, колец. Сюда относятся захваты, подвесы, специальные грузоподъемные приспособления.
Краны
Наибольшее распространение в сборочных цехах, особенно в единичном и мелкосерийном производстве, получили различные краны, предназначенные для грузоподъемных и транспортных работ. Краны подразделяются на кран-балки, мостовые, поворотные и передвижные.
Тележки
Транспортировка разнообразных грузов внутри сборочного цеха, передача их с одной операции на другую и на склад производится чаще всего с помощью тележек.
Применяется большое количество различных транспортных тележек. В зависимости от способа передвижения они подразделяются на ручные, прицепные и самоходные.
Конвейеры
Наибольшего повышения производительности труда на сборке можно достигнуть только при поточной сборке. Основой поточной сборки является ее конвейеризация. На опыте передовых заводов нашей страны можно убедиться, как велики достижения и экономический эффект от внедрения в производство поточных методов сборки и конвейеризации сборочных работ. Например, при внедрении конвейерной сборки радиально-сверлильных станков модели 2А55 выпуск станков в год увеличился в 3,4 раза, трудоемкость сократилась на 54%, а цикл в 2 раза, уменьшилась производственная площадь на 27%. Кроме того, сократилось потребное количество производственных рабочих.
Поточно-конвейерная сборка, несмотря на значительные первоначальные капитальные затраты и большой объем подготовительной работы, оправдывает себя как в массовом и крупносерийном, так и в серийном производстве.
Различный характер собираемых машин и механизмов, различие организационных форм и технологических процессов сборки приводит к многообразию конструкций конвейеров. Однако все многообразие конструкций можно объединить в две большие группы: конвейеры с непрерывным и с периодическим движением. Объединяются они в эти группы по характеру работы. Некоторые могут работать как непрерывно, так и периодически (пластинчатые, шагающие, подвесные и др.), другие — только непрерывно (ленточные) или только периодически (роликовые).