1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Крюки, скобы, стропы и траверсы
Подъемно-транспортные устройства
15.02.2014 08:17
Крюки, скобы, стропы и траверсы — простейшие грузозахватные приспособления. Они являются обязательной частью большинства грузоподъемных машин.

Крюки изготовляются обычно цельноковаными и бывают двух видов: однорогие и двурогие. Причем двурогие крюки наиболее удобны при сборке крупных, тяжелых машин. Однорогие, применяются для грузов весом до 50 т, двурогие — до 100 т. Во избежание произвольного выпадания каната или цепи применяют крюки с предохранительными пластинками (фиг. 2, а) и шайбами (фиг. 2, б). Они же предохраняют крюки от возможного зацепления за детали, расположенные у места сборки машины. 

Крюки с предохранительной пластинкой (а) и с предохранительной шайбой (б)
2. Крюки с предохранительной пластинкой (а) и с предохранительной шайбой (б).

Для подъема особо тяжелых грузов (свыше 100 т) применяют пластинчатые однорогие и двурогие крюки и скобы (фиг. 3).

Скебы для подъема тяжелых грузов шарнирная скеба для подъема тяжелых грузов
3. Скебы для подъема тяжелых грузов:
а — глухая; б — шарнирная.

Для подвешивания грузов к крюкам и скобам, используются различные стропы — отрезки тросов и цепей, снабжаемые крюками и кольцами. Стропы являются наиболее простыми грузозахватными приспособлениями. На фиг. 4 представлены некоторые конструкции строп.

конструкция строп тросовая петля

тросовая подвеска с четырьмя ветвями строп-сетка

Конструкция строп:
а - открытый простой; б — открытый с петлями; в — открытый с петлями и коушами;
закрытый; д — тросовая петля: е — тросовая подвеска с четырьмя ветвями; ж —строп-сетка.

Длина строп выбирается, исходя из надежности подвески груза. Для предохранения повреждения углов переносимого груза применяют прокладки из мягкого металла.
Стропы рассчитаны на определенную грузоподъемность, которая указывается в паспорте на металлическом жетоне, прикрепленном к тросу, и превышение ее не допускается. В последнее время находят применение специальные приспособления, позволяющие ускорить процесс увязки поднимаемых грузов, а также их освобождение от строп.

Для подъема и перемещения тяжелых грузов большей длины, например длинных валов, станин, труб, а также котлов и цистерн применяют траверсы, которые подвешиваются на крюк крана. К траверсам прикрепляются или подвешиваются петли, скобы или крюки (фиг. 5, а). Применение переставных скоб (фиг. 5, б) позволяет использовать траверсу для грузов самой различной формы. Иногда грузоподъемности одного крана недостаточно для подъема деталей или собранной машины. В таких случаях подъем и перемещение груза производят двумя кранами, передвигающимися на общем подкрановом пути или на параллельных путях в одном пролете. На крюках этих кранов подвешивается специальная траверса (фиг. 5, в), имеющая грузовой крюк для подвешивания груза. Место грузового крюка определяется из соотношения плеч траверсы, исходя из грузоподъемности кранов.
 Траверсы
5. Траверсы:
а — со сменными петлями и грузовыми скобами; б — с переставляемыми скобами: в — для перемещения грузов двумя кранами.

Полиспасты также являются простейшими грузоподъемными механизмами. Они состоят из нескольких подвижных и неподвижных блоков и применяются для выигрыша в силе в случаях подъема груза, когда обычные грузоподъемные средства (кран, тельфер) не могут быть использованы. Чем больше блоков имеет полиспаст, тем больший выигрыш в силе можно получить, конечно, при такой же потере в скорости перемещения груза.

Наиболее часто применяются полиспасты, состоящие из неподвижного и подвижного многороликовых блоков.

Канат, закрепленный одним концом в одном из блоков, огибает последовательно ролики обоих блоков, а свободным концом обычно навивается на барабан лебедки или подтягивается слесарем-сборщиком. При этом подвижной блок вместе с подвешенным к нему на стропах грузом поднимается вверх. При особождении свободного конца груз под собственным весом опускается. Иногда после подъема груза на определенную высоту необходимо его удержать на весу. Для этого полиспаст снабжают специальным зажимом, который защемляет канат в ручье блока при опускании груза. Во время подъема канат не защемляется.

Зажим троса
Зажим троса

Полиспасты как самостоятельные грузоподъемные устройства при сборке применяются сравнительно редко. Обычно они являются составной частью более сложных грузоподъемных механизмов и машин, например талей, кранов.