1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Самоходные тележки
Подъемно-транспортные устройства
14.02.2014 09:38
Самоходные тележки в зависимости от способа управления разделяются на два вида. Тележки первого вида управляются водителем, который не едет на ytq, а идет рядом, держась за рукоятку управления. Тележками второго вида водитель управляет, располагаясь прямо на них.

Преимуществом средств первого вида является большая маневренность и небольшие габариты, что позволяет применять их в узких проходах. Такие тележки имеют вильчатый захват и подъемную платформу, подъем которой осуществляется вручную, от гидравлического насоса или механически. Все тележки первого вида в качестве привода обычно имеют электродвигатель, питаемый от аккумуляторов.

Самоходные тележки второго вида, в зависимости от рода привода подразделяются на электротележки (с питанием от аккумуляторов), автотележки (с двигателем внутреннего сгорания), автоэлектротележки (с двигателем внутреннего сгорания, вращающим динамомашину, питающую электродвигатель) и пневмотележки (с пневматическим двигателем, питаемым сжатым воздухом из баллонов, вмонтированных в кузов). Пневмотележки в отличие от других видов, взрывобезопасны, не загрязняют воздуха, но для них требуется компрессорная установка, которая значительно увеличивает габариты. Пневмотележки применяются на взрывоопасных участках, например в лакокрасочных отделениях.

Основным видом самоходных тележек для сборочного цеха, являются трех- и четырехколесные электротележки Они бесшумны в работе, не загрязняют воздух, просты в управлении. Четырехколесные электротележки могут быть с неподвижной платформой (для загрузки и разгрузки их требуются дополнительные грузоподъемные устройства), с подвижной платформой и с вильчатым захватом (фиг. 26, а). Управление электротележками производится с помощью педалей и рукоятки, расположенных на специальной площадке. Подобные тележки применяются для перевозки деталей или собранных узлов, уложенных на специальный стеллаж или в контейнер.

Электротележки с подъемным вильчатым захватом

На фиг. 26, б показана электротележка-самосвал. Она в значительной степени облегчает труд рабочего при ее разгрузке, принимая во внимание, что она может перевозить 5 т груза.

электротележка-самосвал

Недостатками электротележек являются необходимость зарядки аккумуляторов, для чего необходима специальная зарядная станция, выход аккумуляторов из строя при перегрузке и чувствительность их к тряске.

Эти недостатки устраняются при использовании авто и автоэлектротележек. Однако возникают новые: загрязняется атмосфера цеха выхлопными газами, в цехе создается дополнительный шум. Поэтому их выгоднее применять при межцеховом транспортировании грузов. Наиболее удобны автотележки с подъемной платформой (фиг. 27). Скорость передвижения самоходных тележек без груза 10—15 км/час, с грузом 5—10 км/час.
За рубежом, в частности американские фирмы, применяют варианты с гидравлическим приводом. 46

В них отсутствуют муфта сцепления, механическая трансмиссия и фрикционные тормоза. Тележка для передвижения вперед и назад имеет по две скорости благодаря сдвоенному гидравлическому насосу. Насос приводится в действие от двигателя внутреннего сгорания мощностью 6 л. с.

 Автотележка с подъемной платформой
Фиг. 27. Автотележка с подъемной платформой.

При работе в тесных помещениях, важно соблюдать условия безопасности, при передвижении самоходных тележек. На электрические тележки ставятся предохранительные рукоятки. Они имеют специальный выключатель, который быстро переключает ход транспортного средства на обратный, как только рукоять коснется рабочего, находящегося в поле передвижения тележки.

Надежность и долговечность любых тележек, имеющих резиновый ход, повышается, если шины хорошо сопротивляются воздействию жиров, масел, кислот, соляных растворов, а также истиранию, скалыванию, воздействию температурных колебаний. Этим условиям хорошо удовлетворяют шины из неопрена. Они позволяют также увеличивать нагрузку на колеса.

Тяжелые грузы при передаче их из пролета в пролет цеха, наиболее часто транспортируются самоходными тележками, перемещающимися по рельсовым путям. Некоторые из них имеют механизм передвижения, который питается от гибкого кабеля или от тролей, расположенных под полом вдоль рельс. Грузоподъемность таких тележек достигает 7,5 т при скорости передвижения 30—40 м/мин. Питание их может осуществляться и от батареи аккумуляторов, размещенной в раме. Применяются тележки, не имеющие собственного механизма передвижения, передвигаемые с помощью лебедки, установленной на фундаменте. Кроме того, они могут передвигаться от инерционного двигателя, в котором используется кинетическая (накопленная) энергия маховика, вращающегося о большой скоростью.

Для разгона маховика на конечной остановке с помощью гибкого вала подключается электродвигатель. На разгон маховика до 2000 об/мин. требуется 2 мин., после чего электродвигатель отключается, включается фрикционная муфта, и транспортное средство может передвигаться к месту назначения. Начальная скорость движения 30 м/мин. Для остановки достаточно отключить фрикционную муфту. Кроме этого, тележка оборудована ножным тормозом. Энергия маховика, при полной нагрузке средства в 12,5 т обеспечивает ее передвижение на длину 50—60 м.

В Бельгии на этом же принципе применяются гирд-тракторы для обслуживания цехов. Скорость перемещения их 15 км/час при вращении маховика 3000 об/мин. Причем характерно, что маховик помещен в непроницаемый кожух, наполненный водородом, что в три раза j уменьшает сопротивление движению маховика.