Маховики в машинах
«... диалектике нередко приходится довольно долго дожидаться истории. Вероятно, прошли многие тысячелетия со времени открытия добывания огня трением до того, как Герои Александрийский (около 120 г. до н. э.) изобрел машину, которая приводилась во вращательное движение вытекающим из нее водяным паром. И прошло еще снова почти две тысячи лет, пока не была построена первая паровая машина ... »
Энгельс
Все сказанное Энгельсом по поводу паровой машины в еще большей мере относится и к маховикам. История в этом случае заставила ждать диалектику очень долго. Действительно, явление движения по инерции, за счет накопленной кинетической энергии, было известно человеку, по-видимому, еще до открытия добывания огня. Бегущий дикарь не мог не заметить, что он, уже перестав тратить свою силу на бег, продолжал некоторое время двигаться под действием какой-то неведомой силы.
Запущенный в зверя камень, бревно, сброшенное с берега в воду, продолжают двигаться еще долго после того, как их оставила рука человека. И древний мудрец не мог не заметить этого. Однако же понадобились многие тысячелетия, пока гончар из города Ур не совершил революцию в механизации ручного труда, создав первый «маховичный» гончарный круг. И все же нужно было еще пять с половиной тысячелетий, чтобы перейти от «маховичного» гончарного круга к первым реальным машинам на основе маховика. И, как уже часто случалось в истории техники, этими первыми машинами были машины военного назначения.