1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Захваты и подвесы
Подъемно-транспортные устройства
15.02.2014 07:45
При подъеме и перемещении большого количества однотипных или одинаковых грузов применяют специальные захваты. Благодаря их применению, экономия времени на выполнении подъемно-транспортных операций достигает 20—30%. Применение захватов, кроме повышения производительности труда, позволяет также улучшить условия труда слесаря-сборщика и уменьшить травматизм. Захваты обеспечивают удобное и быстрое закрепление детали или узла и перемещение их в необходимом для сборки положении. В сборочных цехах применяются самые различные конструкции захватов: клещевого типа; с крюками и лапами; для тяжелых грузов с углублениями или отверстиями; для длинномерных грузов; для листового материала; для деталей, имеющих круглые головки.

Наиболее часто в сборочных цехах применяются захваты клещевого типа.
Они состоят из двух изогнутых рычагов, соединенных шарнирно.

Захват, показанный на фиг. 7, а, применяется для подъема валов, труб и других круглых деталей. Зажнм груза производится под влиянием его веса. В открытом положении клещи удерживаются автоматическим поворачивающимся изогнутым рычагом, который перед подъемом отбрасывается в сторону.

Захваты клещевого типа для подъема я перемещения валов, труб
Захваты клещевого типа для подъема я перемещения валов, труб

Представляет интерес конструкция клещевидного захвата для двигателей автомобиля «Волга», применяемого на Горьковском автозаводе (фиг. 7, б). 

Захваты клещевого типа для подъема и перемещения двигателей автомобиля
Захваты клещевого типа для подъема и перемещения двигателей автомобиля

Перед подъемом упорные лапы неподвижной клешни 6 устанавливаются с глухой стороны двигателя. Лапа 1 упорной щеки 2 вручную за рукоятку 3 заводится под место захвата двигателя. При подъеме захвата за рым, лапа неподвижной щеки сначала скользит по глухой стенке Двигателя. В это время валики 4 и 5, закрепленные жестко в подвижной клешне 7, перемещаются по прорезям в щеках 8 неподвижной клешни вниз до тех пор, пока валик 5 не заклинится в прорези 9. После опускания двигателя на место нагрузка сбрасывается, и захват легко снимается с двигателя, для чего следует повернуть подвижную щеку.

Имеется группа захватов с крюками и лапами (фиг. 8). Захват, показанный на фиг. 8, а, применяется на Уралмашзаводе для транспортировки валов весом до 500 кг и диаметром от 80 до 200 мм при длине 2500 мм.

Захваты с крюками и лапами для транспортировки валов
Захват с крюками и лапами для транспортировки валов

Перед укладкой вала на щеки 1 прихват 3 отводится вверх рукояткой 2 с эксцентриком 4. После укладки прихват опускают и зажимают вал.
Имеются специальные захваты для подъема деталей или узлов с центром тяжести, смещенным относительно оси симметрии (фиг. 8, б). В связи со смещением центра тяжести смещено и кольцо 1, за которое коромысло 2 подвешивается на крюк подъемного крана. Захват позволяет устанавливать деталь в машину строго горизонтально.

Захваты с крюками и лапами для подъема деталей со смещенным центром тяжеcти Захваты с крюками и лапами для подъема деталей со смещенным центром тяжеcти
Захват с крюками и лапами для подъема деталей со смещенным центром тяжеcти

Иногда требуется транспортировка грузов, крепеж которых по каким-либо причинам можно производить только по поверхности отверстия. Для таких грузов сконструированы специальные захваты. Захват, показанный на фиг. 9, основан на раздвигании рычагов клином при его поднимании и может поднимать детали весом до 3 г.

Захват для транспортировки деталей с отверстиями.
Захват для транспортировки деталей с отверстиями.

Интересны конструкции захватов, применяемые на Горьковском автозаводе для транспортирования крышки картера заднего моста автомобиля (фиг. 10). Приспособление имеют скобу 3, подвешиваемую на крюке 1 подъемного устройства при помощи серьги 2. Освобождение и захватывание деталей происходит при нажиме на тягу 4, которая через систему тяг и рычагов воздействует на запоры 5, управляющие зажимом детали. При нажиме на тягу 4 деталь захватывается вилками 6 и 7, при освобождении тяги запоры 5 через пружинный механизм освобождают деталь. Поднятая деталь при необходимости может быть повернута вокруг оси ползуна 8 или перемещена в горизонтальной плоскости.
 
Захват для транспортировки крышки картера заднего моста автомобиля.
Захват для транспортировки крышки картера заднего моста автомобиля.

Некоторые затруднения имеет транспортирование громоздких и длинных деталей. Для длинных деталей цилиндрической формы применяются захваты, работа которых основана на самозамыкании под действием веса поднимаемого груза. Особенностью крепежа для длинномерных грузов является наличие траверсы. Для увеличения жесткости, клещи связываются жесткой рамкой.

Листовые детали транспортируются в горизонтальном или в вертикальном положении. В зависимости от этого меняется и конструкция захватов. При горизонтальном транспортировании деталь зажимается эксцентриковым рычагом (фиг. 11, а) при натяжении цепи от действия веса груза. Этот захват может применяться также и для деталей сложной конфигурации, имеющих фланцы или приливы. Для транспортирования листовых деталей в вертикальном положении применяют приспособления, конструкция которых показана на фиг. 11, б. Зажим деталей производится под действием их веса.
 
Захваты для транспортировки листов
Захваты для транспортировки листов в горизонтальном (а и в вертикальном положении (б).

Для деталей, имеющих круглые головки, применяют захваты, одна из конструкций которых представлена на фиг. 12. Для закрепления груза запорное кольцо 2 поднимается вверх, при этом челюсти приспособления 1 разводятся. При опускании кольца вниз челюсти сходятся, охватывая головку груза 3. Захват предназначен для подъема грузов весом до 50 кг.

Захват деталей с круглыми головками
Захват деталей с круглыми головками

Кроме захватов, при сборке применяются и различные конструкции подвесов. Подвес-скоба 2 (фиг. 13) облегчает установку узлов в труднодоступные места машин, значительно сокращая трудоемкость выполнения этой операции. Подвес-скоба 1 позволяет уравновешивать коробку скоростей 3 и устанавливать ее в корпус 1.

Подвес-скоба
Подвес-скоба

Подвесы используются в сборочных цехах не только для поддерживания или подъема собираемых деталей, на них иногда укрепляют и сборочный инструмент.
Подъем инструмента на подвеске с противовесом осуществляется за счет веса противовеса (фиг. 14, а), на подвеске с пружинным блоком —- за счет ленточной пружины, расположенной в блоке 1 (фиг. 14, б). В подвеске с пружинным блоком предусматривается автоматическое включение и выключение тока при помощи рычага 4. При опускании инструмента упор 3 освобождает рычаг 4, который, воздействуя на выключатель 2, включает ток. При подъеме инструмента упор отклоняет рычаг, ток автоматически выключается. Применение подвесок для сборочного инструмента делает такие подвески универсальными.

Подвесы для механизированного инструмента
Подвесы для механизированного инструмента:
а - на тросе противовесом; б - на пружинной подвеске
 
беспроводные камеры видеонаблюдения