1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Межцеховой транспорт
Подъемно-транспортные устройства
06.02.2014 15:22
Межцеховой транспорт служит для перевозки грузов из одного цеха в другой, а также для отправки готовой продукции в экспедицию или на станцию отправления. Эти перевозки могут осуществляться различными подъемно-транспортными средствами. Например, транспортирование грузов на Горьковском автозаводе осуществляется как внутри, так и между цехами тягачами (48%), автомашинами (12%), электрокарами (20%) и различными конвейерами (10%). Из цифр видно, что основной вид транспорта, даже на передовых заводах массового производства, является колесным. Заводы массового и серийного производства в настоящее время стремятся сократить малопроизводительный и дорогостоящий колесный транспорт, заменяя его системой подвесных конвейеров толкающего типа с автоматической доставкой груза к рабочим местам в соответствии с программой, записанной на магнитной ленте.



Для межцеховых перевозок применяются следующие виды транспортных средств: краны, конвейеры, подвесные монорельсы с электрическими тельферами, самоходные тележки, тягачи с прицепами, автопогрузчики, автомобили, мотокары, мотороллеры, железнодорожный транспорт.

Краны обычно применяются в качестве межцехового транспорта только в единичном и мелкосерийном производстве при больших и громоздких деталях и узлах.

Краны из пролетов механических цехов в этом случае заходят под кран сборочного цеха, расположенный выше.
Иногда передача грузов из механического цеха в сборочный производится посредством поворотных кранов и кран-балок с выдвижной поворотной кареткой.

Из конвейеров при межцеховых перевозках используются чаще всего рольганги, а также тележечные и подвесные конвейеры. Большие достоинства подвесных конвейеров, особенно конвейеров толкающего типа, открывают неограниченные возможности применения их в качестве межцехового транспорта.

Широкое применение имеют самоходные тележки, в особенности с подъемными платформами. Однако для передвижения они требуют хороших дорог (асфальтовых, бетонных, из торцовой деревянной шашки). Тягачи с прицепами в качестве межцехового транспорта наиболее часто применяется заводах автомобильной и тракторной промышленности. Различают тягачи с двигателями внутреннего сгорания и электрические.

Электротягач с питанием от часто применяются на аккумуляторных батарей.
Фиг. 34. Электротягач с питанием от часто применяются на аккумуляторных батарей.

Электрические тягачи обладают хорошей маневренностью, не загрязняют воздух выхлопными газами и бесшумны в работе. Они могут питаться от аккумуляторных батарей (фиг. 34) или от сети через контактный провод. Электрические тягачи развивают скорость до 10 км/час при силе тяги до 1000 кг и весе перевозимого груза от 7 т.

В последнее время за границей для управления аккумуляторными тягачами используется радиоэлектроника. Аппаратура управления помещается в небольшой коробке, закрепленной на поясе водителя. Водитель, находящийся на расстоянии, имеет возможность включить тягач, остановить его, дать ему нужное направление.

Тягачи с двигателями внутреннего сгорания (автотягачи) имеют некоторые преимущества перед электротягачами, но работа их сопровождается шумом и выделением выхлопных газов. Скорость движения их колеблется в зависимости от типа в пределах от 3,2 до 23,2 км/час, тяговое усилие на крюке достигает 500—1100 кг, вес перевозимого груза 1—12 т.

На некоторых заводах, в частности на автомобильных и тракторных, для межцехового транспорта широко используют грузовые машины ГАЗ-АА с укороченным шасси. Преимуществом этих тягачей является хорошая маневренность, большие скорости транспортирования, высокая проходимость. Скорость перевозки груза достигает 25—30 км/час.

Для погрузки, разгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния (до 100 м) широко используются автопогрузчики. Автопогрузчик представляет собой машину на автомобильном ходу, оснащенную специальными устройствами для погрузки и разгрузки грузов. В зависимости от рода привода различают автопогрузчики с карбюраторным двигателем, с дизелем, с питанием от аккумуляторной батареи и питанием от сети. Кроме того, в зависимости от вида груза и характера подъема подъемная каретка автопогрузчика может быть различной конструкции. Подъем груза может производиться с помощью крюка, закрепляемого неподвижно на каретке автопогрузчика (фиг. 35, а) или подвешенного на тросе (фиг. 35,6). Трос перекинут через систему блоков, закрепленных на стреле, и приводится в движение лебедкой. Стрела при передвижении автопогрузчика складывается.

В некоторых каретках для лучшего закрепления поднимаемого груза предусмотрено два рычага, прижимающих его (фиг. 35,в). Имеются также специальные конструкции кареток, облегчающие разгрузку. К таким относятся поворотные захватные вилки (фиг. 35,г).

Подъемные каретки различной конструкции
Фиг. 35. Подъемные каретки различной конструкции.

Для перевозки готовой продукции на склад и для передачи крупных деталей и узлов из механического цеха в сборочный широко применяются грузовые автомашины. Ручная погрузка и разгрузка их вызывает длительные простои, составляющие иногда 40—50% рабочего времени. Для сокращения этих простоев используют различные съемные приспособления, которые могут быть 
установлены на автомашине постоянно «ли временно только для проведения операции.

К приспособлениям первой группы относятся различные лебедки, краны, подъемники, установленные в кузове машины. На фиг. 36 показано устройство для погрузки тяжелых грузов, состоящее из ручной лебедки 1, тягового троса с крюком и роликовых или простых слег 2.
 
Устройство для погрузки и разгрузки автомашин с помощью тяговой лебедки
Фиг. 36. Устройство для погрузки и разгрузки автомашин с помощью тяговой лебедки.

При вращении барабана лебедки - за рукоятку, выведенную за борт кузова, происходит наматывание троса на барабан и подтягивание груза. С операцией загрузки справляется один человек.
 
Автомашина с грузоподъемным краном
Фиг. 37. Автомашина с грузоподъемным краном.

Имеется другой вариант подъема груза при помощи специального грузоподъемного борта, заменяющего задний борт машины. Грузоподъемный борт состоит из площадки для установки груза, перемещающейся по направляющим при помощи ручной лебедки, установленной на раме машины. Поворачиваясь в вертикальное положение, эта площадка сдвигает груз в глубь кузова.

При перевозке тяжелых грузов на автомашинах устанавливают специальные краны. Один из них показан на фиг. 37. Он имеет однорельсовый путь 2, по которому перемещается вручную кошка 1 с ручной талью. Некоторые из таких кранов выполняются поворотными.

Сменные подъемно-транспортные приспособления устанавливаются на автомашину временно и могут быть быстро переставлены к любой другой машине. Примером такого приспособления может служить подъемник, по раме которого при помощи ручной лебедки перемещается захват. Для облегчения загрузки и разгрузки в нижнем положении захват откидывается (фиг. 38).

Переносный наклонный подъемник
Фиг. 38. Переносный наклонный подъемник.

Оригинален по конструкции подъемник, изображенный на фиг. 39. Он состоит из двух шарнирно соединенных частей, выполненных в виде ферм. Крюками одной части подъемник зацепляется за откинутый задний борт автомашины. Другая часть свободно свисает на землю, и на ее выступающие захваты устанавливается поднимаемый груз.

Шарнирный подъемник.
Фиг. 39. Шарнирный подъемник.

Подъем груза происходит при медленном движении автомашины вперед. При этом свисающая часть поворачивается на шипах. Когда обе части приспособления будут на уровне пола кузова, движение автомашины вперед прекращается. Груз со свисающей части передвигается в кузов. Разгрузка и возвращение приспособления в исходное положение осуществляются при обратном движении автомашины.

Применяются для загрузки и разгрузки автомашин также ручные и механизированные тележки с подъемной платформой, а также мотокары и мотороллеры. Так, на Ижевском машиностроительном заводе для внутризаводских перевозок применяется грузовой мотоцикл ИЖ-ГР. Грузоподъемность его 500 кг, максимальная скорость 45 км/час. Преимуществом мототранспорта является высокая его маневренность, малые размеры и экономичность.

Транспортировка упакованных машин на склад или станцию отправления из сборочного цеха, а также подача в цех громоздких и тяжелых узлов и деталей, например в тяжелом машиностроении, осуществляются железнодорожным транспортом или мотовозами.
 
натяжные потолки тула кристалл