1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Торпеда с маховичным двигателем
Маховики в машинах
01.02.2014 13:56
Машиной этой была боевая торпеда. Как и мрачные японские смертники—камикадзе, маховик хладнокровно доставлял смертоносный груз к вражескому кораблю и, погибая сам, отправлял его на дно.

Маховичная торпеда была не первой в своем роде: еще в 1864 г. англичанином Робертом Уайтхэдом была изобретена самодвижущаяся торпеда, приводимая в действие сжатым воздухом и пневматическим мотором. Однако она имела два больших недостатка: она плохо выдерживала заданное направление движения и ее легко можно было обнаружить по пузырям на поверхности воды. Скорость ее так же была невелика — всего 33 км/ч на расстоянии около 0,5 км, и атакуемому кораблю легко можно было увернуться от ее удара. Поэтому США и не купили торпеду Уайтхэда, хотя англичане и продавали ее за мизерную цену в 2000 фунтов. США в это время уже имели свою собственную разработку, превосходящую по боевым качествам разработку Уайтхэда, — торпеду с маховичным двигателем.



В 1870 г. американец лейтенант (позднее адмирал) Джон Адамс Хауэлл приступил к выполнению проекта, заключавшегося в усовершенствовании имеющейся уже в течение 10 лет во флоте США торпеды с маховичным двигателем. Проект этот был рассчитан на 19 (!) лет, а уже в 1883—84 гг. Хауэлл создал первую торпеду, в которой маховик играл роль не только двигателя и аккумулятора механической энергии, но и гироскопического стабилизатора заданного направления движения.

В первом варианте торпеда Хауэлла имела диаметр 35 см и массу 120 кг. Взрывчатка помещалась в носовой части и имела массу 20 кг. Масса маховика составляла 45 кг. Он разгонялся до скорости 10 000 об/мин, накопляя при этом около 400 000 Дж энергии. Торпеда покрывала расстояние около 500 м со скоростью до 30 км/ч.

В следующем, более усовершенствованном варианте торпеда могла развивать скорость 45 км/ч, проходя путь до 1 км. Разгон производился внешним (паровым) двигателем за 30 с. Этот вариант (рис. 41) имел сигарообразную форму длиной 2,4 м и была обшита медным листом. Примерно в середине корпуса был помещен стальной маховик в виде обода с диском, диаметром около 31 см и толщиной 15 см. Передаточное число привода маховика к гребным винтам составляло 1,2 : 1. Гребные винты имели регулируемый угол наклона лопастей, зависящий от частоты вращения маховика. 

Направление движения корректировалось рулем, связанным с особым маятниковым стабилизирующим устройством; действие этого устройства зависело от поворота торпеды, вызываемого прецессией маховика. В результате торпеда приобретала спиралеобразную траекторию с постепенно уменьшающимся радиусом, что и вело к ее столкновению с атакуемым судном.

В 1888 г. по проекту Хауэлла в Лондоне стали производить торпеды двух модификаций: диаметром 36 и 46 см. Меньшая имела массу 208 кг, включая 40 кг взрывчатки и маховик массой 52 кг и диаметром 35 см. Меньшая развивала скорость 47 км/ч на расстоянии около 1 км. Большая, при общей массе 460 кг содержала маховик диаметром около 45 см и массой 132 кг. Он разгонялся паровой турбиной Доу до 12 000 об/мин. Эта торпеда развивала скорость 60 км/ч на расстоянии около 800 м и 52 км/ч на расстоянии свыше 1 км.
 
Торпеда Хауэлла с приводом от вращающегося маховика
Рис. 41. Торпеда Хауэлла с приводом от вращающегося маховика: 1—маховик; 2—регулятор; 3—руль; 4—винт; 5—взрывчатка

И, наконец, новый вариант торпеды Хауэлла содержит маховик диаметром 45 см и массой 160 кг. При 21 000 об/мин он накапливает энергию до 107 Дж. Этого хватает, чтобы пройти около 1,5 км при скорости 55 км/ч.

Общим недостатком всех маховичных торпед является то, что при подготовке их к запуску на раскрутку маховика тратится дополнительно около 1 мин — для боевой обстановки это много. Кроме того, гребные винты с меняющимся шагом были весьма сложны для техники тех лет.

Как бы то ни было торпеда Хауэлла имела неоспоримые преимущества перед разработкой Уайтхэда, и специалисты по артиллерии и торпедам единодушно одобрили ее. Однако, как это часто случалось и с другими выдающимися изобретениями, разработка Хауэлла стала жертвой политической игры. Но, несмотря на незаслуженное поражение от заведомо слабого противника, маховик не ушел из военного дела. Вскоре мы видим маховичный двигатель уже на авианосцах, где он помогает «выстреливать» из катапульты — самолетом!
 
лечение позвоночника в китае: цены