1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Временное повышение мощности
Маховики в машинах
01.02.2014 13:03
Землекопу механическому, конечно — экскаватору, скреперу, бульдозеру.

В качестве примера использования маховика для временного повышения мощности машин уместно привести конструкции скрепера и экскаватора с инерционными аккумуляторами энергии. Эти конструкции в СССР существовали, правда, только как экспериментальные, однако их положительные качества дают основание говорить об их несомненной перспективности.

Скрепер представляет собой землеройную машину цикличного действия. Рабочий цикл ее складывается в основном из копания, когда требуются максимальные мощность и тяговое усилие машины, и транспортировки груженой и порожней машины, когда требуемые мощность и тяговое усилие незначительны. Для преодоления больших сопротивлений при копании грунта обычно используется трактор — толкач, сообщающий машине дополнительное тяговое усилие.
 
Схема самоходного скрепера с инерционным двигателем-аккумулятором
Рис. 47. Схема самоходного скрепера с инерционным двигателем-аккумулятором:
1—маховик; 2—приводное колесо; 3—(разгонный двигатель; 4—дифференциал; 5—редуктор; 6—муфта сцепления


Во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного строительства (ЦНИИСе) при участии автора был изготовлен опытный скрепер с инерционным аккумулятором, играющим роль вспомогательного двигателя и пиводящим во вращение задние колеса скрепера при копании (рис. 47). Развиваемое при этом тяговое усилие достаточно для выполнения копания и заполнения ковша скрепера грунтом без помощи толкача. Разгон маховика осуществляется при холостом ходе скрепера и избыточной мощности основного двигателя машины с помощью маломощного серводвигателя или непосредственно от колес.

Представляет интерес также конструкция силового агрегата одноковшового экскаватора, снабженного маховиком. Рабочий цикл экскаватора осуществляется при неравномерной загрузке двигателя по мощности. Маховик экскаватора накапливает энергию в период неполной загрузки двигателя с последующей отдачей ее при копании грунта. Таким путем удается существенно повысить эффективность работы одноковшового экскаватора Так, например, если для мощного экскаватора средняя нагрузка составляет 6000 кВт, то пиковая может доходить дс 150 000, причем возрастание нагрузки происходит в течение считанных секунд. Наличие же маховика в силовом приводе обеспечивает около половины пиковой мощности. Фирма «Вестин-гауз» (США) создала на этой основе экскаваторы с электромаховичным приводом, эксплуатируемые сейчас в Австралии В частности, фирме удалось создать экскаватор с емкостью ковша около 80 м3 с использованием силовой установки относительно малой мощности.

У нас в стране подобные разработки, проведенные еще в 50-х годах проф. Д. П. Волковым, также показали перспективность маховиков для этих целей.
Цикличный характер работы большинства землеройных машин и их неравномерная загрузка по мощности дают основание полагать, что установка инерционных аккумуляторов целесообразна и на других землеройных машинах, например бульдозерах.

Но, пожалуй, наиболее ярким примером установки маховика для преодоления пиковых нагрузок являются маховичные генераторы, где используется буквально удесятеренная мощность.