1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Восстановление посадочных поверхностей внутренних колец подшипников
Инерционные устройства при ремонте машин
14.03.2014 07:08
Для восстановления посадок соединений большой интерес представляет использование эластомеров ГЭН-150 (В) и герметика 6Ф по технологии, разработанной в МИИСП. Они представляют собой продукты сочетания каучука со смолой и выпускаются в виде вальцованных листов (шкурок) толщиной 2... 5 мм.

Для приготовления эластомера к употреблению и быстрого растворения его нарезают мелкими (3... 4 мм2) кусочками. Чтобы он растворился, используют ацетон.
В зависимости от назначения и способа нанесения раствор приготавливают с условной вязкостью 10... 60 мм2/с, которую замеряют вискозиметром при температуре 20 °С. Для получения вязкости 20 мм2/с, которая рекомендуется при использовании эластомера в соединениях с натягом, раствор готовят в следующих соотношениях (в весовых частях): сухой эластомер — 20, ацетон — 50, бутилацетат или этилацетат — 50.

Эластомер растворяют в закрытом сосуде в течение 8... 10 ч, периодически (через каждые 2...3 ч) его взбалтывают, используя для этого аппарат ЭМИБ АН СССР, и после этого отстаивают в течение 30 мин. Приготовленный раствор фильтруют через металлическую сетку, имеющую не менее 100 и не более 500 отверстий на 1 см2.

Для лучшей адгезии поверхность, на которую наносят раствор эластомера, должна быть тщательно очищена, обезжирена бензином «ГАЛОША», БР-1, БР-2 или Б-70, а затем протерта ацетоном. Далее деталь выдерживают на воздухе 5...10 мин для испарения с ее поверхности обезжиривающих жидкостей. После этого в зависимости от конструкции изделия и имеющихся средств наносят раствор одним из следующих способов: вручную, центробежным, методом напыления, накаткой валиком.

Наиболее совершенным является центробежный способ (для деталей цилиндрической формы). Он позволяет быстро наносить равномерную пленку с рассчитанной заранее толщиной слоя.
Особенно большой интерес представляет использование эластомера при ремонте посадочных поверхностей подшипников качения автомобилей, износ которых, как правило, незначителен и не превышает 0,10... 0,15 мм.
Для восстановления посадочных поверхностей внутренних колец подшипников используют покрытие пленкой эластомера, нанесенное центробежным способом, на переоборудованном универсальном токарном станке с частотой вращения шпинделя 1000... 1500 мин-1 в специальном приспособлении (рис. 30).

 
Восстановление внутренних колец подшипников
Рис. 30. Восстановление внутренних колец подшипников:
1 - патрон; 2 — корпус приспособления; 3 — внутреннее кольцо подшипника; 4 — крышка; 5 — дозирующая трубка; 6—втулка; 7 — штифт.

Приспособление состоит из корпуса 2, в который устанавливают внутреннее кольцо подшипника 3, прижимной крышки 4, втулки 6 и дозирующей трубки 5. Втулку 6 крепят в резцедержателе станка, а корпус 2 — в патроне 1. Дозирующую трубку поворачивают на 180° с помощью штифтов 7.

Последовательность подачи раствора на восстанавливаемую поверхность при центробежной заливке следующая. Дозирующую трубку заполняют раствором эластомера на длине I, большей ширины внутреннего кольца подшипника на 8... 10 мм. Суппортом станка вводят дозирующую трубку с раствором в приспособление, в котором закреплено восстанавливаемое внутреннее кольцо, и включают привод станка. После достижения установленной частоты вращения шпинделя (1000... 1500 мин-1) трубку поворачивают на 180° и раствор эластомера поступает на восстанавливаемую поверхность по всей ее ширине. После этого через 3...4 мин выключают привод и вынимают внутреннее кольцо с нанесенной пленкой из приспособления. Далее проводят механическую обработку в соответствии с техническими условиями.

Для нанесения покрытий на внутренние кольца подшипников качения применяют простое приспособление, состоящее из корпуса и прижимной крышки. Его вместе с восстанавливаемым подшипником устанавливают в патроне токарно-винтового стакана, а в резцедержателе — втулку, в которую вставляют дозирующую трубку. Последнюю наполняют раствором эластомера и с помощью суппорта вводят внутрь приспособления.

Необходимый объем раствора эластомера ориентировочно определяют по формуле
Необходимый объем раствора эластомера
 
где R — коэффициент, зависящий от условий вязкости раствора эластомера; D — диаметр внутреннего кольца подшипника, м; l - ширина кольца, м; h —толщина покрытия, м.
По данным В. В. Курчаткина, для раствора эластомера ГЭН-150 (В) коэффициент R в зависимости от вязкости имеет следующие значения:

Условная вязкость, мм2/с      20               40          60
Коэффициент R                       30... 40      15... 20      7... 10

Далее включают привод станка и при достижении частоты вращения 1000... 1500 мин-1 поворачивают дозирующую трубку во втулке на 180° и выливают раствор эластомера на внутреннее кольцо подшипника, Раствор подается равномерно по всей ширине кольца. Через 3... 4 мин привод выключают и вынимают подшипник из приспособления. Благодаря центробежной силе на поверхности подшипника образуется покрытие равномерной толщины. После нанесения покрытий проводят термическую обработку в течение 0,5... 1 ч при температуре 100... 145° в электрическом сушильном шкафу, обеспечивающем температуру нагрева до 200 °С и ее автоматическое поддержание.

Восстановление посадок неподвижных соединений Из растворов эластомеров позволяет защитить контактирующие поверхности от фреттинг-коррозии.

Центробежная заливка позволяет получить покрытия с заранее заданной толщиной, что обеспечивает оптимальный натяг подшипника без механической обработки отверстия. Себестоимость восстановления снижается по сравнению с железнением в 2... 2,2 раза, а по сравнению с кольцеванием в 1,2... 1,6 раза при достаточно высокой долговечности.

Таким образом, некоторые рассмотренные способы восстановления деталей машин с использованием инерционных сил обеспечивают высокое качество обрабатываемым поверхностям и тем самым способствуют получению достаточно высокого ресурса и надежности этих деталей. Что касается применения инерционных раскаток, то они могут применяться в мастерских хозяйств и других ремонтно-технических предприятиях.

Способы нанесения покрытий металлическими материалами и полимерными композициями целесообразно использовать на специализированных ремонтно-технических предприятиях, имеющих ЦВИДы или участки по восстановлению с соответствующим набором оборудования, ремонтного фонда и т. п.