1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Тали
Подъемно-транспортные устройства
14.02.2014 12:15
Широкое распространение на сборке при выполнении грузоподъемных и транспортных операций имеют грузоподъемные механизмы, состоящие из полиспаста и тягового механизма и называемые талями.

В зависимости от привода тали разделяются на ручные и механические, приводимые в действие от электрического или пневматического привода.
Для подъема и опускания деталей небольшого веса (до 1,5 г) и на небольшую высоту (до 2 л) в сборочных цехах также применяют пневматические подъемники, представляющие собой упрощенную пневматическую таль.

В ручных талях подъемным органом служит цепь, чаще всего сварная овальнозвенная, которая обладает большей гибкостью, чем пластинчатая. Однако при большом весе поднимаемых грузов (свыше 5 г) приходится применять пластинчатые цепи.

Ручные тали подразделяются на тали с червячной передачей и шестеренчатые. Наиболее распространены червячные тали, которые имеют червяк, сцепленный 
с червячным колесом. При вращении червяка вращается червячное колесо и сидящее с ним на одной оси цепное колесо. Через цепное колесо перекинута тяговая цепь, концы которой прикреплены к обойме тали. На цепи подвешен подвижной блок с крюком для груза. В зависимости от направления вращения цепного колеса цепь укорачивается или удлиняется, и подвижной блок поднимается или опускается.

Червячные тали применяются для подъема грузов весом от 0,5 до 10 г при высоте подъема до 3, иногда до 10 м. Скорость подъема груза невелика и составляет 0,23—1,2 м/мин. Значительно выше скорость подъема у шестеренчатых талей, которые имеют зубчатую планетарную передачу. Грузоподъемность шестеренчатых талей достигает 20 г, а высота подъема может доходить до 12 м. При сборке выгодно применять ручные малогабаритные рычажные шестеренчатые тали, которые можно использовать не только для подъема и опускания, но и для подтягивания грузов. Преимуществом шестеренчатой рычажной тали является возможность точного перемещения груза.

Тали обоих видов подвешиваются своим верхним крюком к балке над местом сборки или к специальной тележке, позволяющей передвигать таль и увеличивать зону обслуживания.

Тележки могут быть с ручным передвижением. Они применяются при грузоподъемности до 1 г и в зависимости от условий работы и количества колес могут катиться по верхней или по нижней полке двутавровой балки (монорельса). Тележка двигается, когда толкают подвешенный на ней груз.
Перемещение тележек грузоподъемностью от 1 до 3 т производится с помощью тягового колеса и цепи. Вращение тягового колеса передается через зубчатую передачу ходовым колесом тележки.

Наибольшее распространение при сборке машин получили электрические и пневматические тали. Электрическая таль в отличие от ручной имеет механизированный подъем груза, осуществляемый при помощи электрической лебедки. Лебедка состоит из электродвигателя, зубчатой передачи (редуктора), барабана для наматывания каната, обоймы с крюком для подвешивания груза и электромагнитного тормоза.

Электродвигатель через зубчатую передачу приводит во вращение канатный барабан, при помощи которого и происходит подъем груза или его опускание. Электромагнитный тормоз удерживает груз на высоте.

Электротали, как и ручные тали, могут быть стационарными или передвижными. Стационарные обычно подвешиваются на крюках, закрепляются с помощью болтов или устанавливаются на неподвижных опорах. Передвижные электротали монтируются на тележках и называются тельферами. Тельферы не только поднимают грузы, но и перемещают их по монорельсу. Тележки могут быть неприводными, с ручным приводом и. самоходными с приводом от электродвигателя. Тали на тележки крепятся с помощью крюка или на болтах.

Самоходные тележки имеют электродвигатель, зубчатую передачу, соединяющую его с ходовыми колесами, и устройство для подвода тока — токосниматели, питающие электродвигатели от специальных приводов, расположенных вдоль рельсового пути. Управление электроталями обычно кнопочное. Кнопки расположены, на уровне груди рабочего.

Электроталь

 Электроталь
Электроталь

Электротали изготовляются грузоподъемностью от 250 кг до 5 г со скоростью подъема 8 м/мин и скоростью передвижения тележки 30 м/мин. Электротали грузоподъемностью до 1 г передвигаются обычно вручную. Однако, некоторые заводы, в частности Горьковский автозавод, делают электротали грузоподъемностью 0,25 т также самоходными. Передвижение электроталей небольшой грузоподъемности, не имеющих механизма передвижения, может также производиться специальным подвесным электротягачом.

Монорельсы, по которым передвигаются тали, могут быть под-ведены к любому рабочему месту в цехе. Главный путь может соединяться со вспомогательными с помощью специальных устройств и переводных стрелок (фиг. 23).

Переводные стрелки
Переводные стрелки

При сборочных работах большое значение имеет точное поднимание и опускание деталей (микроподъем). Это достигается пониженной скоростью. Скорость микроподъема обычно в 4—8 раз меньше основной. Некоторые немецкие фирмы даже изготовляют электротельферы со специальным механизмом, обеспечивающим микроподъем. Так, например, двухокоростной тельфер фирмы «Демаг» имеет скорость микроподъема 1,5— 2,52 м/мин при основной скорости 10 м/мин, что позволяет производить точную установку деталей и обеспечивает быстрый подъем и опускание груза при обычных операциях.

В последнее время в Англии находят применение электрогидравлические тали, в механизме подъема которых предусмотрен гидравлический цилиндр. Большим преимуществом этих талей является возможность бесступенчатого регулирования скоростей подъема и опускания груза.

При работе с электроталями важным условием высокой производительности труда является обеспечение безопасности рабочих от действия электрического тока.

Например, на Харьковском заводе «Серп и Молот» на всех электроталях, управляемых с пола и питающихся током под напряжением 380 в, кнопочное управление переведено на безопасное напряжение 36 в. В некоторых случаях в целях безопасности применение электроталей вообще невозможно. Однако их с успехом можно заменить пневматическими талями. Они в 4—5 раз легче электроталей, обеспечивают точный подъем и опускание груза, просты по конструкции, бесшумны в работе, долговечны н исключают возможность перегрузки. Кроме того, у этих талей возможно автоматическое отключение двигателя при подъеме груза сверх положенной высоты, которое производится специальным рычагом, перекрывающим доступ сжатого воздуха к двигателю.

В некоторых конструкциях пневматических талей отсутствует барабан для наматывания каната. Канат навивается на много блочные полиспасты, жестко связанные со штоками поршней пневматических цилиндров

При пуске воздуха в полости цилиндров поршни расходятся и раздвигают полиспасты. Расстояние между полиспастами, а следовательно, и длина каната, навитого на блоки полиспаста, увеличивается, обойма с крюком, подвешенная на канат, поднимается вверх. При небольшом ходе поршней величина подъема крюка за счет применения полиспастов увеличивается в несколько раз (пропорционально числу блоков). В зависимости от модели, применяются полиспасты, состоящие из трех, четырех, пяти или шести пар блоков. Опускание груза происходит без подачи сжатого воздуха, только за счет веса груза и обоймы с крюком.

Для большей маневренности при сборке тали помещают на консольные поворотные балки с поворотом на 180° или на полноповоротные консольные колонны.