1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Домкраты
Подъемно-транспортные устройства
14.02.2014 14:48
Домкраты — переносные грузоподъемные механизмы, предназначенные для подъема груза на небольшую высоту (100—1000 мм). По сравнению с другими грузоподъемными устройствами домкраты компактны, имеют небольшой вес и габариты, просты в обслуживании. По своим конструктивным особенностям они разделяются на реечные, винтовые, пневматические, гидравлические, пневмогидравлические и песчаные.

Реечные домкраты (фиг. 15, а) обычно имеют грузоподъемность не более 20 г. Подъем груза производится выдвиганием рейки 2 из корпуса 5. Перемещение ее осуществляется от шестерни, сцепленной с рейкой и приводимой во вращение рукояткой 6 непосредственно или через промежуточные зубчатые передачи при большой грузоподъемности домкрата. На верхнем конце рейки закрепляется вращающаяся головка 1, на которую и опирается поднимаемый груз. В нижней части рейка имеет лапу для подъема низко расположенных грузов. 

Реечные домкраты

Грузоподъемность на лапе, обычно равна половине основной грузоподъемности. Подъем груза в реечных домкратах производится вручную. Чтобы не допустить самоопускания рейки и удержать груз в поднятом положении, имеется храповой механизм, состоящий из собачки 3 и храпового колеса 4, насаженного на вал рукоятки. При подъеме груза собачка свободно проскакивает по зубьям храпового колеса. Но как только рукоятку отпускают, собачка упирается в зуб храповика и удерживает рейку. Для опускания груза необходимо откинуть собачку и медленно вращать рукоятку в обратную сторону. Груз при этом удерживается усилием рабочего, приложенным к рукоятке, что очень неудобно, опасно и является основным недостатком реечных домкратов. Этот недостаток можно устранить, применяя безопасную рукоятку. Механизм рукоятки стопорит храповое колесо, если прекращено ее вращение. Для опускания груза рукоятку необходимо вращать непрерывно.

С помощью реечных домкратов можно производить только грубую установку деталей, узлов и машин по высоте, так как наименьшая возможная величина подъема равняется шагу зубьев храпового колеса. Поэтому они применяются, когда вес поднимаемого груза невелик, точность подъема необязательна, а скорость подъема требуется повышенная.

Более надежны в работе винтовые домкраты (фиг. 15, б). Они обладают свойством самоторможения, т. е. поднимаемый груз не может опускаться самопроизвольно при опущенной рукоятке. Это обеспечивается тем, что угол подъема резьбы винта, меньше угла трения. Винтовые домкраты удобны для применения в узких и тесных местах и обеспечивают высокую точность установки поднимаемого груза по высоте.

винтовой домкрат

Винтовые домкраты применяются грузоподъемностью от 2 до 50 г и выше и с высотой подъема от 150 до 400 мм. Иногда поднятый груз при сборке необходимо переместить на небольшое расстояние. В этом случае применяют винтовые домкраты на салазках. Перемещение механизма производится с помощью вспомогательного горизонтального винта.

Для того чтобы подвести обычный винтовой домкрат под груз, этот груз надо как-то поднять другими грузоподъемными средствами или иметь углубление в полу цеха. Этот существенный недостаток устранен в усовершенствованной конструкции винтового домкрата Кутаисского автомобильного завода (фиг. 16). 

Винтовой домкрат с двумя рабочими площадками

Отличительная особенность его — две рабочие площадки: верхняя и нижняя. Нижняя площадка позволяет поднимать груз с пола цеха. Подъем груза осуществляется с помощью двойной лапы 5 и винта 4, который поднимается при повороте рукоятки 1 через собачку 2 и гайку-звездочку 3. Грузоподъемность домкрата 6 т.

Грузы с пола цеха можно поднимать и червячновинтовыми домкратами. В таких конструкциях для уменьшения усилия вращения рукоятки применяются двухходовые червячные передачи, что, однако, вызывает потери скорости подъема в два раза.

Винтовые домкраты на сборке используются не только для подъема груза, но и для запрессовки и распрессовки деталей, поддержки тяжелого инструмента, Распорки деталей при сборке.

При тяжелом весе поднимаемого груза (свыше 15—20 т) для поворота винта домкрата требуется усилие нескольких человек. Поэтому винтовые домкраты большой грузоподъемности имеют обычно механизированный привод вращения винта с помощью специальной передачи. На фиг. 17 показана одна из конструкций, с дополнительной червячной передачей для вращения винта, разработанной на Первоуральском новотрубном заводе по предложению Н. Н. Ившина.
 
Механизированный винтовой домкрат
Механизированный винтовой домкрат.

Привод домкрата осуществляется от электродвигателя 4, закрепленного на кронштейнах, приваренных к корпусу червячного редуктора. Пуск электродвигателя производится при помощи кнопочной станции 2 и магнитного пускателя 3. Для передвижения домкрат имеет бегунки 5, 6 и рукоятки 1. Техническая характеристика домкрата: скорость подъема 150 мм/мин, грузоподъемность 25 т, вес 180 кг. Недостатками таких устройств, являются небольшие высота и скорость подъема, низкий к. п. д. (0,4—0,5). 

Для увеличения высоты подъема некоторые винтовые домкраты имеют специальный телескопический винт. Телескопический винт состоит из двух винтов, один из которых (малый) ввинчен в другой, ввернутый в гайку домкрата. При подъеме груза сначала из большого вывинчивается малый винт, а затем большой вместе с вывернутым малым вывинчивается из гайки. Высота подъема увеличивается почти в два раза по сравнению с обычным винтовым.

При отсутствии домкрата с телескопическим винтом, высоту подъема можно увеличить искусственным путем, используя для этого подкладки.

При выполнении тяжелых грузоподъемных работ применяются гидравлические домкраты. Их грузоподъемность достигает 500 т, и, кроме того, они обладают плавностью и точностью подъема и опускания груза, компактностью конструкции, сравнительно высоким к. п. д. (0,7—0,75), свойством самоторможения. Подъем груза при помощи гидравлики, осуществляется за счет выдвигания плунжера из цилиндра под давлением жидкости, подаваемой в цилиндр насосом. В качестве жидкости обычно используют минеральное масло, реже незамерзающую смесь. Применение воды нежелательно, так как она вызывает коррозию деталей.

На фиг. 18 показана конструкция универсального домкрата с ручным приводом, применяемого на Харьковском турбинном заводе им. С. М. Кирова. При качании рукоятки 6 плунжер насоса 5 подает жидкость через нагнетательный клапан 4 под плунжер 2 домкрата, вследствие чего и осуществляется его подъем вместе с грузом. Для опускания груза рукоятка 6 поворачивается вправо за пределы крайнего рабочего положения. Плунжер насоса 5 при этом перемещается влево, открывая нагнетательный клапан 4 и спускной клапан 7. Жидкость из-под плунжера под действием веса груза и усилия пружины 3 протекает в резервуар. Изменяя величину открытия клапана 4 за счет большего или меньшего поворота рукоятки можно регулировать скорость вытекания масла из-под плунжера, а следовательно, и скорость опускания плунжера с грузом.

Такой вариант, выгодно отличается от обычных гидравлических домкратов тем, что может передавать усилия и в горизонтальном положении. При этом он устанавливается на опорные лапы 1. Возвращение плунжера 2 в исходное положение обеспечивает пружина 3. Домкрат обеспечивает подъем грузов весом 15 т при высоком передаточном отношении (до 1150) площадей подъемного плунжера и плунжера насоса. Вес устройства 20 кг.
 
Универсальный гидравлический домкрат
Универсальный гидравлический домкрат

Применяются также универсальные гидравлические домкраты с масляным насосом, имеющим два плунжера Разных диаметров. Это большое преимущество. При работе насоса плунжером большого диаметра обеспечивается быстрый подвод штока цилиндра к поверхности поднимаемого груза. Подъем груза осуществляется при работе насоса плунжером малого диаметра. Такие домкраты позволяют экономить до 60% времени на грузо-подъемных и сборочных работах.

Заслуживают внимания гидравлические домкраты английской фирмы «Танжи». Они легче обычных на 2/3 веса, так как изготовляются из алюминиевых сплавов. Детали отлиты под давлением и термически обработаны, что придает им необходимую прочность и жесткость. Грузоподъемность их достигает 50 г. Домкраты, кроме подъема, позволяют поднимать груз с высоты 75 мм от уровня пола, так как нижний конец подъемного плунжера обеспечен стальной лапой.

При подъеме крупных деталей и узлов, весом в сотни тонн применяют несколько домкратов, соединенных в батарею с питанием от одного центрального приводного насоса. При необходимости отдельные домкраты могут выключаться из работы. Для точной установки поднимаемого груза в такой батарее предусматривается, кроме приводного, ручной насос.

Для поднятия грузов на высоту, превышающую высоту подъема домкрата, пользуются гидравлическим домкратом непрерывного действия, у которого подъем груза производится не плунжером, а цилиндром. При работе под корпус, поднимающийся вместе с цилиндром, подводятся подставки. Затем в корпус подтягивается плунжер, под него тоже подводится подставка, и снова производится подъем цилиндра с опорой на эту подставку.

Недостатком гидравлических домкратов является малая скорость (8—10 мм/мин) и малая высота подъема. Кроме того, медленно происходит опускание груза вследствие большого гидравлического сопротивления. Значительно удобнее применять пневмогидравлические варианты.

Одна из конструкций таких домкратов грузоподъемностью 40 т разработана рабочим-рационализатором В. В. Юнниковым на Нижне-Тагильском коксохимическом заводе. Конструкция состоит из маслинного насоса, домкрата А и пневматического привода Б (фиг. 19).

гидравлический домкрат с пневматическим приводом
гидравлический домкрат с пневматическим приводом

Корпус 3 домкрата с головкой 5 поднимается за счет давления масла, создаваемого плунжером 31 насоса. Перемещение плунжера обеспечивается сжатым воздухом, подаваемым под давлением 4—5 атм через трехходовой кран 6. Воздух давит на поршень 7 и сжимает пружину 8, что вызывает перемещение плунжера насоса. Сжатое масло из клапанной коробки 10 через трубку 2 поступает в пространство между поршнем  4 и корпусом и поднимает его на определенную высоту. В необходимом положении корпус стопорится гайкой 1.

Для опускания груза гайку отпускают и выключают трехходовой кран. При этом воздух начинает выходить в атмосферу, а масло через клапанную коробку в резервуар. Домкрат прост по конструкции, значительно легче винтовых этой же грузоподъемности и обслуживается одним слесарем.

При установке и опускании машин или узлов на подготовленные опоры, когда имеющиеся грузоподъемные средства не соответствуют необходимой мощности, выгодно применять песчаные домкраты. Такое устройство состоит из двух металлических бачков 1 и 2 (фиг. 20, а), входящих один в другой. Нижний бачок имеет трубки 4, закрываемые при работе резьбовыми пробками. Применение песчаных домкратов можно проследить на примере сборки тяжелой платформы на две тележки (фиг. 20, б).

песчаный домкрат песчаный домкрат при монтаже платформы
песчаный домкрат (а) и его применение при монтаже платформы (б)

Перед сборкой на рабочей площадке производится установка необходимого количества песчаных домкратов, являющихся опорами собираемой платформы. Вначале устанавливается нижний бачок 1, в него вставляется верхний бачок 2 и через отверстия 3 насыпают мелкий сухой песок. По мере насыпания песка верхний бачок поднимается примерно на половину высоты. После насыпки песка, когда оба бачка будут полными, производится выверка домкратов и установка на днища верхних бачков мерных прокладок. Прокладки могут быть приварены к днищам электросваркой.

На фиг. 20, б показан момент, когда платформа собрана, под нее по рельсовому пути подведены две тележки, и производится выпуск песка из домкратов через трубки 4. При этом платформа медленно опускается на подготовленные тележки. Опущенная платформа соединяется с тележками, и домкраты убираются.

В труднодоступных местах, когда невозможно воспользоваться одним из приведенных домкратов при выверке собираемого узла, можно применять клиновые домкраты (рис. 21). Основные детали домкрата — стойка 4, закладываемая в приямок монтажной балки, винт 1, клин 2 и клиновая прокладка 3. Прокладка приваривается к основанию выверяемой детали узла. Вращая винт в стойке, производят необходимый подъем или опускание собираемого узла. (Винт выполняется самотормозящим с углом подъема витков 5—6°.
Клиновой домкрат 
21. Клиновой домкрат.