1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Устройство раздельной смазки двигателя
Мотоциклы - Система питания
09.03.2012 08:06
В серии мотоциклов "Иж-Планета" применена система раздельной смазки двигателя.
Принцип ее работы заключается в том, что смазка кривошипно-шатунного механизма производится за счет масла, находящегося не в составе топливной смеси, заливаемой в бак, а за счет смазки, подаваемой непосредственно в зону всасывания цилиндра из специальной емкости (см. рис. 3.9, 3.10).
Преимущество этого метода в том, что масло смешивается с уже приготовленной воздушно-бензиновой смесью после выхода ее из карбюратора.
При помощи специальных устройств, описанных ниже, система позволяет с достаточно высокой точностью определить необходимое количество масла на любом из режимов работы двигателя и обеспечить точность подачи смазки. Это дает возможность значительно (в 1,3-2,7 раза) снизить расход масла, обеспечить стабильность параметров работы двигателя и, следовательно, увеличить его моторесурс.
При этом достигается снижение нагарообразования в камерах и каналах двигателя, уменьшается токсичность выхлопа, а водитель освобождается от необходимости приготовления топливной смеси перед заправкой мотоцикла. Из-за лучшей (в сравнении со смесью бензин-масло) испаряемости чистого бензина повышаются пусковые качества двигателя.
К недостаткам системы следует отнести усложнение конструкции мотоцикла в целом и возрастание вероятности отказов из-за увеличения числа узлов.
Двигатель (вид слева)

Рис. 3.9. Двигатель (вид слева):
1 - пробка слива масла из картера; 2 - смотровое окно коробки передач; 3 - пробка слива масла из емкости системы смазки двигателя; 4 - маслонасос; 5 - смотровое окно емкости системы смазки двигателя; 6 - электропровод клапана-датчика; 7 - скрепка; 8 - винт регулировочный; 9 - колпачок; 10 - трос дозатора; 11 - пробка заливного отверстия емкости системы смазки двигателя; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - фильтр; 14 - корпус фильтра; 15 - маслопровод впускного патрубка; 16 - карбюратор; 17 - рычаг пускового механизма; 18 - рычаг переключения передач; 19 - пробка заливного отверстия картера двигателя

Системой можно оборудовать практически любой мотоцикл серии "ИЖ-Планета" за исключением "ИЖ-Планеты-Спорт". Для этого требуется заменить левую крышку картера в сборе, впускной патрубок двигателя, моторную звездочку в сборе, трос "газа" в сборе и подсоединить контрольную лампу "масло".
Не составляет большого труда и переход от системы раздельной смазки к традиционной. Достаточно изъять муфту из паза болта моторной звездочки и заправить бензобак смесью с моторным маслом. Делать, это, конечно, следует лишь в том случае, когда невозможно устранить неисправность в системе раздельной смазки.
Система раздельной смазки двигателя состоит из масляной емкости, выполненной в левой крышке картера и изолированной от полости коробки передач; размещенного в масляной емкости винтового маслонасоса, приводимого в действие непосредственно от коленчатого вала через соединительную муфту; маслопроводов; распылителя; электропровода; сигнальной лампы "масло", расположенной в щитке приборов, и троса управления, соединенного через распределительную муфту ("делитель троса") с ручкой "газа".
Схема раздельной системы смазки

Рис. 3.10. Схема раздельной системы смазки:
1 - муфта; 2 - маслонасос; 3 - левая крышка картера; 4 - пробка слива масла из емкости; 5 - клапан-датчик; 6 - смотровое окно; 7 - дозатор; 8 - масляная емкость; 9 - обратный клапан; 10 -рычаг управления; 11 - электропровод; 12 - сигнальная лампа; 13 - трос дозатора; 14 - карбюратор; 15 -трос дросселя карбюратора; 16 - распределительная муфта; 17 - трос газа; 18 -рукоятка дросселя карбюратора; 19 - форсунка; 20 - впускной патрубок; 21, 24 - маслопровод; 22 - пробка; 23 -фильтр

Основным элементом системы раздельной смазки двигателя является масляный насос. Он объединяет в себе собственно винтовой насос, поршневой клапан-датчик, дозатор и обратный диафрагменный клапан.
Производительность насоса: 3,5 см3/час. при 1300 об/мин. в режиме холостого хода и 400 см3/час. при 6000 об/мин. в режиме номинальной мощности.
Для установки системы раздельной смазки потребовалось несколько изменить конструкцию силового блока: на впускном патрубке двигателя разместить распылитель масла; в моторной передаче применить Для крепления ведущей звездочки специальный болт, имеющий выемку Для стыковки с муфтой привода насоса. Но самые большие изменения внесены в левую крышку картера. Теперь это довольно сложное устройство, состоящее из крышки сцепления с закрепленным на ней масляным баком, не сообщающимся с картером коробки передач. Внутри бака размещен насос. Для контроля уровня масла сцепления сделано специальное смотровое окно.
Другое окно, большее по размеру и расположенное несколько выше, позволяет контролировать наличие и запас масла в системе смазки двигателя. Общий заправочный объем масла - 0,75 л. При уровне ниже смотрового окна остается резервный запас масла, достаточный для пробега не менее 150 км.
Масляный насосМасляный насос a-a

Рис. 3.11. Масляный насос:
1 - подающий винт; 2 - стопорное кольцо; 3 - манжета; 4 - прокладка; 5
- крышка; 6 - винт; 7 - клемма (седло); 8 - поршень; 9 - пружина; 10 -шайба; 11 - корпус насоса; 12 - шайба; 13 - маслопровод; 14 - гильза дозатора; 15 - прокладка; 16 - обратный клапан; 17 - уплотнительное кольцо; 18 - шайба; 19 - гайка; 20 - рычаг управления; 21 - винт; 22 - планка; 23 -регулировочный винт; 24 - контргайка; 25 - электрический провод; 26 -тяга; 27 - уплотнительное кольцо; 28 - шток дозатора; 29 - колпачок; 30 -пружина; 31 - уплотнительное кольцо; 32 - ось; 33 - втулка

В горловине бака имеется резиновое уплотнительное кольцо предотвращаютщее обратный выброс масла. При этом пробка герметично закрывает горловину маслянного бака.. Для связи с с атмосферой служит прорезь в регулировочном винте троса дозатора и специальное отверстие в надетом на него резиновом колпачке.
Маслопроводы изготовлены из прозрачного материала. Это позво ляет контролировать первоначальное заполнение системы и следить за ее герметичностью в процессе эксплуатации.
Появление в потоке масла пузырьков воздуха при работе двигател на холостом ходу (при этом разрежение на впуске наибольшее, а расход масла - минимальный) указывает на наличие неплотностей.

Подготовка к работе

Прежде всего нужно убедиться в наличии масла в коробке передач маслобаке системы через контрольные окна, а также в маслопровод Далее поворотом рукоятки "газа" нужно проверить наличие у нее свободного хода и выбрать его, после чего убедиться в отсутствии свободного хода оболочки троса дозатора. В случае обнаружения какого-либо несоответствия нужно отрегулировать и заполнить систему маслом соответствии с "Руководством по эксплуатации".
Особенности эксплуатации

Для контроля за раздельной смазкой при повседневной эксплуатации мотоцикла достаточно следить за наличием и уровнем масла в системе, его состоянием в маслопроводе, а при движении - за контрольной лампой "масло" на приборном щитке мотоцикла.
Лампа сигнализирует об отсутствии подачи масла. Она должна гореть при включенном зажигании и неработающем двигателе, а после запуска мотора - погаснуть. Ее загорание во время движения свидетельствует о прекращении смазки двигателя. В этом случае следует остановиться и выяснить причину отказа.
Сначала необходимо проверить наличие масла в системе, при необходимости - долить.
Если окажется, что масла в системе достаточно, то это значит, что неисправен привод насоса - повреждена соединительная муфта или обломан хвостик подающего винта насоса. В этом случае для продолжения движения придется приготовить топливную смесь, смешав слитое через пробку из бачка масло с бензином в баке в пропорции 1:25 (4%). Естественно, сразу после поездки возникшую неисправность следует устранить.
Наличие пузырьков в маслопроводе на смазку работающего мотора никак не влияет, но сказывается на качестве горючей смеси, делает двигатель малочувствительным к регулировке холостого хода.
Теперь несколько слов о зимней эксплуатации. Всесезонные моторные масла М-8В1 и М-8В2 используются также, как и летом, а более густые МС-14, МС-20 и МГД-14 при низкой температуре необходимо разбавить пятью процентами бензина. Перед началом движения после стоянки нужно обязательно прогреть двигатель в течение 2-3 минут на холостом ходу.
При отрицательных температурах возможна задержка в срабатывании контрольной лампы после остановки двигателя. Это связано с быстрым охлаждением насоса и масла в нем, вследствие чего подвижный контакт (поршень) клапана-датчика замедленно возвращается в замкнутое состояние. Это не дефект, а особенность работы.
 
Часы Rolex в Москве приобрести на сайте