1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Принцип действия и устройство карбюраторов мотоциклов
Мотоциклы - Система питания
09.03.2012 08:44
Принцип действия всех карбюраторов одинаков. Он заключается в том, что в зону разрежения, в воздушный поток, движущийся с большой скоростью, поступает бензин, точнее - топливная смесь. Она подхватывается этим потоком, дробится, смешивается с воздухом и в виде эмульсии подается дальше в цилиндр.
Основные элементы, обеспечивающие этот процесс - поплавковая и смесительная камеры, распылитель, диффузор, дроссель - также присутствуют во всех карбюраторах. Разница заключается лишь в конструктивном исполнении.
Карбюратор К-28Карбюратор К-28
Рис. 3.3. Карбюратор К-28:
1 - канал воздушный; 2 - корректор воздушный; 3 - пружина корректора; 4 - трубка направляющая пружины корректора; 5 - штуцер упора оболочки троса; 6 - крышка смесительной камеры; 7 - корпус смесительной камеры; 8 - пружина дросселя; 9 - дроссель; 10 - каналы для прохода воздуха и бензина; 11 - вставка смесительной камеры; 12 - соединительная муфта; 13 - штуцер бензопровода; 14 - утопитель поплавка; 15 - крышка поплавковой камеры; 16 - игольчатый клапан; 17 - поплавковая камера; 18 - поплавок; 19 - главный жиклер; 20 - распылитель; 21 - винт качества; 22 -винт количества; 23 - игла дросселя; 24 - ограничительный штифт
Карбюраторы К-28 с цилиндрическим литым дросселем и вынесенной влево поплавковой камерой (рис. 3.3) применялись на мотоциклах "Иж-56", первых партиях "Иж-Юпитер", "Иж-Планета". Карбюратор имел несколько регулировочных элементов:
штуцер 5 упора оболочки троса. Чтобы при повороте руля трос не натягивался и двигатель произвольно не изменял частоту вращения коленчатого вала, штуцер следует заворачивать на столько, чтобы свободный ход оболочки составлял 1-2 мм;
винт 22 упора дросселя (винт количества). Устанавливает наименьшую величину щели под дросселем;
винт 21 (винт качества) определяет качество (состав) смеси на холостом ходу;
пружинная защелка позволяет переставлять поплавок 18 выше или ниже на стержне игольчатого клапана и тем изменять уровень топлива в поплавковой камере, а значит и состав смеси на всех режимах; воздушный корректор 2 может изменить состав смеси почти на 30%. Если корректор опущен, он перекрывает часть диффузора и уменьшает общее количество воздуха, поступающего в двигатель, смесь обогащается. Этим широко пользуются при пуске двигателя и в тех случаях, когда от него нужно получить максимальную мощность;
главный жиклер 19 определяет количество топлива, поступающего через карбюратор при полностью открытом дросселе;
регулирующая игла 23 может быть переставлена относительно дросселя выше или ниже в одно из четырех фиксированных положений. Тем самым она в пределах 3/4 хода дросселя влияет на истечение топлива через распылитель, на состав и количество смеси.
Регулировать карбюратор К-28 рекомендуется только на полностью прогретом двигателе, сразу после поездки и при условии, что зажигание установлено правильно.
Воздушный корректор следует вывести из зоны диффузора, повернув "на себя" рычажок на руле. Затем, постепенно выворачивая винт 22 упора дросселя, следует добиться минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала. После этого, выворачивая винт 21 качества, обедняют смесь и этим добиваются некоторого роста частоты вращения коленчатого вала. Затем винтом 22 снова уменьшают скорость вращения, а винтом 21 -увеличивают. Эти операции последовательно продолжают до тех пор, пока двигатель перестанет реагировать на изменение положения винта качества либо будет "глохнуть". После этого рекомендуется винт качества завернуть примерно на 1/3 оборота и зафиксировать контргайкой.
Если после резкого подъема и отпускания дросселя двигатель глохнет - нужно немного завернуть винт упора дросселя.
Пробная поездка в течение 10-15 мин. должна показать, какую смесь готовит карбюратор для работы двигателя на рабочих режимах. Об этом можно судить по цвету изолятора свечи зажигания. Если изолятор имеет цвет от светло- до темно-коричневого - смесь нормальная. Более светлый изолятор "говорит" об обедненной смеси (в этом случае можно поднять иглу дросселя на одну канавку выше). Более темный цвет изолятора свидетельствует о переобогашении смеси и требует обратных мер. При полном подъеме дросселя на состав смеси влияет только главный жиклер. Изменить количество топлива можно, лишь заменяя жиклер другим, с иной пропускной способностью.
Карбюратор К-36 (рис. 3.4.) принципиально отличается от карбюратора К-28 тем, что здесь впервые в отечественной практике применен плоский, штампованный из листовой латуни П-образный дроссель, а вместо воздушного корректора используется топливный, вынесенный из зоны диффузора. Карбюратор стал в целом более технологичным, позволил несколько снизить общий расход топлива. Улучшилось распределение смеси по цилиндрам в двигателе "Юпитера".

Карбюратор К-36

Рис. 3.4. Карбюратор К-36:
1 - крышка корпуса смесительной камеры; 2 - пружина топливного корректора; 3 - корректор топливный; 4 - штуцер топливоподводящий; 5 - утолитель поплавка; 6 - крышка поплавковой камеры; 7 - поплавок; 8 - поплавковая камера; 9 - направляющие тросов газа и корректора; 10 - замок крышки; 11 - пружина дросселя; 12-игла дросселя; 13-дроссель; 14-карман воздушный; 15 - распылитель; 16-винт количества; 17 - жиклер топливного корректора; 18 - жиклер главный; 19 - жиклер. воздушный; 20 - канал воздушный; 21 - корпус смесительной камеры; 22 - дополнительное отверстие холостого хода; 23 - основное отверстие холостого хода; 24 - винт качества; 25 - жиклер топливный холостого хода; 26 - пробка

Карбюратор сохранил те же регулировочные элементы, что и К-28. Различие состоит лишь в том, что при регулировке манетку на руле следует поворачивать до отказа "от себя", выключая корректор из работы. Поскольку винт качества 24 здесь работает несколько по-иному (он перекрывает не воздушный, а топливно-воздушный канал), для обеднения смеси и увеличения частоты вращения коленчатого вала винт нужно ввертывать.
Основные данные карбюраторов К-36 приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Основные характеристики карбюраторов семейства К-36

Основные данные дозирующих систем

Модель мотоцикла

"Юпитер-3"

"Юпитер", "Юпитер-2"

"Планета-2", "Планета-3"

Модель карбюратора

Диаметр смесительной

К36Д

28

К36Ж

26

К36И

28

камеры, мм Диаметр диффузора, мм Уровень топлива в

27 21

24 21

27 21

поплавковой камере, мм Пропуская способность

280

275

260

главного жиклера, см3/мин.

Диаметр распылителя, мм

2,6

2,6

2,65


Карбюратор К-62 предназначен для более мощных мотоциклетных двухтактных двигателей. Он имеет центральную поплавковую камеру с двумя поплавками.
Карбюратор (рис. 3.5) состоит из трех основных частей: корпуса 10, поплавковой камеры 3 и крышки 17. Эти детали и насадок 8 отлиты из цинкового сплава. На корпусе и насадке имеется обозначение диаметра диффузора.
Топливный клапан 24 опирается нижней частью на пластину поплавка 25, а верхней (с шайбой из эластичного материала) закрывает канал подвода топлива. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется подгибанием опорной пластины.

Карбюратор К-62
Рис. 3.5. Карбюратор К-62:
1 - жиклер топливный холостого хода; 2 - жиклер топливный главный; 3 - камера поплавковая; 4 - распылитель; 5 - ось поплавка; 6 - втулка рычага поплавка; 7 - канал воздушный; 8 - насадок; 9 - дозирующая игла; 10 - корпус; 11 - дроссель; 12 - замок иглы; 13
- пружина дросселя; 14 - упор-ограничитель (удаляется после обкатки двигателя); 15 - трос управления дросселем; 16 - винт регулировки холостого хода с тягой; 17 -крышка; 18 - регулировочный винт холостого хода; 19 - топливоприемный штуцер; 20 - переходное отверстие; 21 - эмульсионный канал холостого хода; 22 - дренажное отверстие; 23 - воздушный канал холостого хода; 24 - клапан топливный; 25 - поплавок; 26 - эмульсионный канал корректора; 27 -дозирующая игла; 28 - утолитель поплавка; 29 - плунжер; 30 - пружина плунжера; 31 - трос управления корректром

В вертикальном колодце корпуса размещен плоский П-образного сечения дроссель. В его стенке, обращенной к воздухоочистителю, снизу сделан радиусный вырез, обеспечивающий заданное разрежение над
распылителем.
В верхней стенке дросселя закреплена тяга с винтом 16, ввернутым в крышку. Вращая его, ограничивают опускание дросселя. Поднимает его трос 15, связанный с ручкой "газа", а опускает - пружина 13.
Дозирующая игла 9 может занимать в дросселе одно из трех положений - в зависимости от требуемого состава смеси.
Это положение фиксируется пружинным замком 12.
Приведенные в табл.3.3 модификации карбюратора, кроме К-62Л и К-62С, снабжены пусковым устройством (корректором). Оно состоит из плунжера 29 с дозирующей иглой 27, которая движется в колодце корпуса. Для облегчения пуска зимой (при морозах ниже 15 град. С) предусмотрена возможность обогащения смеси утолителем 28 поплавка. По конструкции утолитель аналогичен применяемым в других мотоциклетных карбюраторах. Чтобы исключить попадание в цилиндр излишка топлива, в поплавковой камере предусмотрено дренажное
отверстие 22.
Поскольку при обкатке нового двигателя не рекомендуется повышать частоту вращения коленчатого вала до максимальной, на внутренней стороне крышки отлит упор-ограничитель 14 подъема дросселя. Для облегчения промывки жиклеры и распылитель сделаны съемными.
Крышка и поплавковая камера соединены винтами с корпусом карбюратора через прокладки.
Фланец карбюратора имеет такие же присоединительные размеры, как и у прежней модели, расстояние от оси диффузора до нижней точки у старого и нового карбюраторов практически одинаково, а габариты различаются незначительно (табл. 3.3).

Карбюратор Йиков мотоциклов

Рис. 3.6. Карбюратор Йиков мотоциклов:
1 - пусковое устройство; 2 -жиклер холостого хода; 3 - винт качества смеси; 4 - винт; 5 - штуцер-пробка; 6 - главный жиклер; 7 ' распылитель; 8 -дозирующая игла; 9-дроссельный золотник
Регулировка карбюратора К-62 производится следующим образом: перед пуском двигателя вращением винта 16 с тягой (см. рис. 3.5) устанавливают дроссель в такое положение, чтобы между его стенкой и нижней образующей отверстия в насадке 8 была небольшая щель (2-2,5 мм). Регулировочный винт 18 полностью заворачивают, а затем выворачивают на пол-оборота - оборот. Пускают двигатель и прогревают его.

Таблица 3.3 Применяемость карбюраторов К-62

Модель карбюратора

Диаметр диффузора, мм

Для какого двигателя предназначен

К62

30

Ю4

К62Б

32

П4

К62В

26

"Восход-3"

К62Г

26

"Тулица"

К62Д

28

ЮЗ

К62Е

30

СЗД (мотоколяска)

К62П

32

ПЗ

К62М

32

ПС

К62С

26

ММВЗ-3.115 "Минск"


Отворачивая винт 16, добиваются минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала, а затем постепенно отворачивают винт 18 (обедняя смесь) до возникновения перебоев в работе двигателя. После этого медленно заворачивают винт 18 (обогащая смесь), пока двигатель не начнет работать устойчиво. Вновь заворачивая винт 16, уменьшают частоту вращения и находят новое положение винта 18 так же, как и в первом случае. Эти операции повторяют до тех пор, пока не будет получена минимальная, но вполне устойчивая частота вращения коленчатого вала. Правильность регулировки холостого хода проверяют резким открытием и закрытием дросселя. Если двигатель глохнет при резком
открытии дросселя, следует завернуть винт 18 на 1/4-1/2 оборота (смесь обогатится), а если останавливается при резком закрытии дросселя - настолько же вывернуть (смесь обеднится).
При длительной эксплуатации мотоцикла в жару (плюс 35 - 40 градусов и выше), а также на высоте от 2000 м над уровнем моря рекомендуется опустить дозирующую иглу на одну канавку. В холод (ниже минус 15 градусов) иглу следует, наоборот, поднять на одну канавку.

Регулировка карбюратора Йиков, устанавливаемого на мотоциклы "Иж-Ю5", аналогична регулировке карбюратора К-62.

Карбюратор К62

Карбюратор К62 (см. табл. ниже)

Карбюраторы

№ поз.

на рис.

3.7

Наименование

Количество на мотоцикл, шт.

Обозначение

К62Д

К62И

К65Д

К65И

1

Винт подъема дросселя в сборе

1

1

1

1

К62-1107925

2

Винт

2

2

2

2

К62-1107055

3

Шайба 5

4

4

4

4

900902-0

4

Пружина

1

1

1

1

К63У-1107511

5

Крышка карбюратора

1

1

1

1

К63-1107506

6

Пружина дросселя

1

1

1

1

К62-1107048

7

Прокладка крышки карбюратора

1

1

1

1

К62-1107052

8

Игла дросселя

-

-

1

1

К65И-1107892

Игла дросселя

1

1

-

-

К62Д-1107892

9

Планка

-

-

1

1

К65И-1107894

10

Дроссель в сборе

-

-

1

1

К65И-1107890

Дроссель

1

1

-

-

К62-1107891

11

Штуцер топливоподводящий

1

1

1

1

К62-1107724

12

Шток утолителя

1

1

1

1

К62-1107616

13

Суфлер

1

1

1

1

К30-110714А

14

Пружина утолителя

1

1

1

1

К30-1107115

15

Винт М5-6х20

2

2

2

2

220082

16

17

Винт регулировочный холос­того хода

1

1

1

1

К23-59

Пружина

1

1

1

1

907103-0

18

Трубка дозирующая холос­того хода

1

1

1

1

К62-1107205

19

Жиклер топливный главной системы

1

-

1

-

К62И-1107186

Жиклер топливный главной системы

-

1

-

1

К62И-1107246

20

Распылитель главной систе­мы в сборе

1

-

1

-

К62-1107170

Распылитель главной систе­мы в сборе

-

1

-

1

К62И-1107170

21

Жиклер топливный главный

-

1

-

1

К129Д-1107202-11

Жиклер топливный главный

1

-

1

-

К126Е-1107202

22

Корпус карбюратора с втул­кой утолителя

1

-

1

-

К62-1107105

Корпус карбюратора с втул­кой утолителя

-

1

-

1

К65И-1107105

23

Корректор обогатителя в сборе

1

1

1

1

К62-1107040

24

Замок иглы дросселя

-

-

1

1

К65И-1107893

Замок иглы дросселя

1

1

-

-

К62-1107893

25

Ограничитель хода дросселя

1

1

1

1

К28Д-1107032

26

Направляющая троса в сборе

1

1

1

1

К62-1107525

27

Колпачок уплотнительный

-

-

1

1

К60-1107527

28

Поплавок в сборе

1

1

1

1

К62-1107640

29

Ось поплавка

1

1

1

1

К62-1107661

30

Игла клапана в сборе

1

1

1

1

К62-1107675

31

Прокладка

1

1

1

1

К62-1107053

32

Камера поплавковая

1

1

1

1

К62-1107128