1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Экономайзер принудительного холостого хода
Карбюраторы солекс - особенности конструкции
10.02.2012 12:01
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) обеспечивает уменьшение расхода топлива и выбросов токсичных веществ в атмосферу на режиме принудительного холостого хода, когда автомобиль движется по инерции с отпущенной педалью акселератора и включенной передачей.

Такой режим характеризуется повышенными частотой вращения коленчатого вала и разрежением во впускном тракте по сравнению с самостоятельным (активным) режимом холостого хода. При этом двигатель, расходуя больше топлива по сравнению с режимом активного холостого хода, не производит полезную работу. Одновременно из-за ухудшения условий воспламенения горючей смеси резко возрастает токсичность отработавших газов. ЭПХХ отключает подачу топлива на этом режиме.



Рис. 19. Схема системы ЭПХХ: 1 - датчик-винт; 2 - электромагнитный клапан; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель (замок) зажигания; 5 - реле зажигания; 6 - электронный блок управления; 7 - катушка зажигания; А - порядок нумерации штекеров разъема блока управления

В конструкции карбюраторов семейства "Солекс" ЭПХХ как отдельный элемент отсутствует. Он представляет собой систему управляющих, исполнительных и коммутационных устройств (рис. 19), смонтированных на автомобиле. В карбюраторе есть лишь исполнительный элемент системы ЭПХХ в виде установленного в крышке карбюратора электромагнитного клапана (ЭМК) 2, конструктивно объединенного с топливным жиклером системы XX и управляемого электронным блоком 6. Клапан выполнен нормально закрытым. При подаче напряжения на его обмотку сердечник втягивается внутрь клапана и наконечник иглы открывает отверстие жиклера 2 (см. рис. 7) системы XX. Электронный блок управления (ЭБУ) получает информацию о положении дроссельной заслонки карбюратора от концевого выключателя датчика-винта 1 (см. рис. 19), замыкающего цепь на "массу", и о частоте вращения коленчатого вала в виде электрических импульсов от катушки зажигания 7.

На основании этой информации он отключает или подает электропитание на обмотку ЭМК, тем самым прекращая или возобновляя подачу топлива.

До пуска двигателя в системе ЭПХХ тока нет и отверстие топливного жиклера системы XX закрыто наконечником иглы ЭМК. При включении зажигания ЭБУ не получает информацию о частоте вращения коленчатого вала и, предполагая, что она меньше порога срабатывания (см. ниже), подает напряжение на ЭМК, несмотря на то, что концевой выключатель датчика-винта замкнут на "массу". Игла ЭМК открывает доступ топливу в систему XX.

При открытии дроссельной заслонки первичной камеры концевой контакт датчика-винта отключается от "массы" и на обмотку ЭМК постоянно подается напряжение независимо от сигналов ЭБУ.

В режиме принудительного XX, когда концевой выключатель при отпущенной педали акселератора замкнут на "массу", а частота вращения коленчатого вала выше 2100 мин., ЭБУ отключает питание обмотки ЭМК, прекращая тем самым подачу топлива в двигатель. При снижении частоты вращения коленчатого вала до 1900 мин. ЭБУ включает питание обмотки ЭМК, восстанавливая подачу топлива. Частота вращения коленчатого вала, при которой ЭБУ включает ЭМК, называется порогом срабатывания системы ЭПХХ.

При частоте ниже порога срабатывания возобновление подачи горючей смеси при открытии дроссельной заслонки будет сопровождаться провалом в работе двигателя из-за того, что на данном режиме цилиндры и впускной тракт двигателя полностью освобождаются от горючей смеси. Для ее поступления в цилиндры после возобновления подачи потребуется некоторое время, а при низкой частоте вращения коленчатого вала насосный эффект цилиндров мал. Порог срабатывания разный для разных моделей двигателя.
Система ЭПХХ не влияет на работу двигателя на других режимах.