1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Регулировка системы холостого хода
Карбюраторы солекс - обслуживание и регулировка
10.02.2012 12:18
Регулировка системы холостого хода карбюратора - одна из важнейших операций технического обслуживания карбюратора. Ее цель - добиться устойчивой работы двигателя с минимально возможными частотой вращения коленчатого вала и выбросом с отработавшими газами СО, СН и NOx.

Слишком часто проводить регулировку нецелесообразно. Даже при интенсивной эксплуатации автомобиля достаточно отрегулировать карбюратор при устойчивых погодных условиях, весной и осенью. Если автомобиль эксплуатируют в основном летом, лучше провести регулировку в начале сезона, перед ежегодным техническим осмотром.
Согласно введенному в действие на территории РФ с 1 января 2000 г. изменению № 1 к ГОСТ 17.2.2.03-87 содержание СО и СН в отработавших газах автомобилей, оснащенных карбюратором, определяют при работе двигателя на двух режимах с разной частотой вращения коленчатого вала - минимальной частотой холостого хода Nmin и повышенной Nпов. Значения частоты вращения устанавливают предприятия-изготовители автомобилей в технических условиях и инструкциях по эксплуатации. Если они не указаны, то принимается:
Nmin = (800+50) об/мин., Nпов = (3000+100) об/мин.

Допустимые значения содержания СО и СН в отработавших газах автомобилей приведены в табл. 2. Содержание NO в настоящее время не нормируется. В случаях превышения норм, указанных в таблице, автомобиль считается технически неисправным и может быть снят с эксплуатации.

Таблица 2. Допустимые значения содержания CO и CH в отработавших газах автомобилей


* - если значение не указано предприятием изготовителем

Очевидно, что для регулировки системы холостого хода потребуются тахометр и газоанализатор, контролирующий содержание в отработавших газах как СО, так и СН. Однако на практике можно пользоваться газоанализатором, определяющим содержание только СО, поскольку по концентрации СН в основном оценивают техническое состояние двигателя в целом и отдельных его систем. При их исправности содержание СО в нормальных пределах автоматически влечет за собой оптимальное содержание СН.

При регулировке системы холостого хода избегайте ошибки, которую очень часто допускают работники станций технического обслуживания и экологических постов. Стремясь гарантированно обеспечить минимальное содержание СО, они чрезмерно переобедняют горючую смесь. При этом из-за перебоев в работе двигателя, даже совершенно исправного, на режиме XX резко возрастает содержание СН, которое превышает допустимые нормы. Это явление хорошо иллюстрируется регулировочной характеристикой системы холостого хода (рис. 29).


Рис. 29. Регулировочная характеристика системы холостого хода: 1 - разрежение за дроссельной заслонкой; 2 - содержание N0" в отработавших газах; 3 - содержание СН в отработавших газах; 4 - содержание СО в отработавших газах; 5 - удельный расход топлива.

Из нее видно, что при обеднении горючей смеси до концентрации СО (кривая 4) около 0,25% из-за пропусков воспламенения резко возрастает содержание СН (кривая 3). Кроме того, газоанализатор четко фиксирует изменение содержания СО только при значениях не менее 0,4%. Поэтому никогда не следует регулировать карбюратор на содержание СО меньше этого значения.

Перед регулировкой прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 90-95 С, убедитесь в исправности системы зажигания, обратив особое внимание на состояние свечей зажигания и величину зазоров между электродами. Обязательно проверьте и в случае необходимости отрегулируйте правильность установки начального момента зажигания, а также зазоры в газораспределительном механизме.



Рис. 30. Винты регулировки системы холостого хода: 1 - датчик-винт регулировки количества горючей смеси; 2 - винт регулировки качества (состава) горючей смеси; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - заглушка канала установки винта качества горючей смеси.

Элементами регулировки системы холостого хода (рис. 30) являются винты 1 и 2 соответственно количества и качества смеси. Для затруднения неквалифицированного вмешательства винт 2 расположен глубоко в канале корпуса карбюратора. С этой же целью, а также чтобы не нарушалась заводская регулировка в гарантийный период в отверстие канала установлена пластмассовая заглушка 4, вынуть которую без повреждения невозможно. Схема установки заглушки в канал корпуса карбюратора показана ниже.



рис 30. Схема установки заглушки канала расположения винта регулировки качества горючей смеси: 1 - заглушка; 2 - корпус карбюратора; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - винт регулировки качества горючей смеси.

Перед началом регулировки системы холостого хода удалите заглушку, проколов шилом в ее центре отверстие и ввернув в него штопор или винт-"саморез".

Введите в отверстие выхлопной трубы щуп газоанализатора на глубину не менее 200 мм и прогрейте его при работе двигателя на режиме холостого хода в течение 30 мин.

ПРИМЕЧАНИЕ!
У автомобилей, оборудованных каталитическим нейтрализатором отработавших газов, щуп газоанализатора вводят в закрытый съемной заглушкой специальный патрубок приемной трубы системы выпуска отработавших газов. Установка щупа в отверстие выхлопной трубы может оказаться бесполезной: при правильно отрегулированной системе холостого хода и прогретом нейтрализаторе концентрация СО в этой зоне системы может быть ниже порога чувствительности газоанализатора, особенно если карбюратор оборудован актюаторами электронной системы управления составом горючей смеси.

Винтом 1 (см. рис. 30) по тахометру установите частоту вращения коленчатого вала 820-000 об/мин. Винтом 2 добейтесь концентрации СО в отработавших газах в пределах 0,5-1,2% при неизменном положении винта 1. При отклонении частоты вращения от заданной винтом 1 восстановите ее в прежних пределах.

Через 20-30 секунд работы двигателя проконтролируйте содержание СО и СН в отработавших газах. При необходимости медленным поворотом винта качества последовательно на 1/2, 1/4 и 1/8 оборота доведите эту величину до требуемого значения.

Затем откорректируйте положение винта количества, восстанавливая частоту вращения коленчатого вала до значения 800-850 об/мин. Если после этого содержание СО и СН в отработавших газах изменилось или двигатель работает неустойчиво на режиме холостого хода, повторите регулировочные операции, проверив исправность карбюратора (см. раздел 5 "Поиск неисправностей и методы их устранения").

Для предварительной проверки правильности и качества регулировки резко нажмите на педаль акселератора, а затем сразу отпустите ее. Если двигатель остановится, несколько увеличьте винтом количества смеси частоту вращения коленчатого вала на режиме XX, но не более чем до 900 об/мин. Если невозможно добиться устойчивой работы двигателя на режиме холостого хода, необходимо проверить двигатель и его системы и устранить выявленные дефекты.

После регулировки проверьте содержание СО и СН при повышенной частоте вращения коленчатого вала. Превышение значений, приведенных в табл. 2, указывает на неисправность карбюратора, влияющую на его работу при больших нагрузках, а также на повышенный износ цилиндропоршневой группы.

При отсутствии газоанализатора систему холостого кода можно отрегулировать с приемлемой степенью точности, контролируя частоту вращения коленчатого вала тахометром, а при достаточном навыке исполнителя - и на слух. На работающем двигателе, последовательно вращая винт качества в обе стороны, установите его в положение, при котором частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода максимальна. Затем винтом количества немного повысьте частоту (примерно на 100 об/мин) по сравнению с обычной (до 950 об/мин). Для более точной установки винта качества повторите эти операции еще раз. После этого, не изменяя положение винта количества и заворачивая винт качества, снизьте частоту вращения до 850 об/мин (на те же 100 об/мин). Этот способ, особенно с применением точного тахометра, при условии исправности двигателя и его систем гарантирует содержание СО в отработавших газах 1,5-2,0%, т.е. в пределах нормы.

Широко распространенные одно время индикаторы качества смеси, такие, как ИКС-2 или ему подобные для непосредственного наблюдения за процессом сгорания в цилиндре двигателя, можно использовать только для предварительной проверки исправности карбюратора. Регулировать с их помощью содержание СО в отработавших газах по цвету пламени в камере сгорания нельзя, так как пламя сохраняет голубой цвет и при концентрации СО 5% и изменяет его на желтый не менее, чем при 6%, что заведомо выше допустимых норм.

Регулировка системы холостого хода карбюраторов "Солекс" модификаций "62" с актюаторами, управляемыми электронным блоком управления по сигналам кислородного датчика, имеет свои особенности.

Для того чтобы блок управления мог корректировать в нужную сторону состав горючей смеси, необходимо задать ее исходные (базовые) параметры. Для этого в карбюраторах с электронным управлением состава смеси предусмотрены и традиционные элементы регулировки системы холостого хода - винты количества и качества смеси.

Отрегулировать работу карбюратора с электронным управлением составом смеси на режиме холостого хода можно тремя способами. Газоанализатор используют только при одном из них, но при всех способах потребуется автомобильный мультиметр.

Первый способ. Введите щуп газоанализатора в специальный патрубок приемной трубы, расположенный до каталитического нейтрализатора, пустите и прогрейте двигатель и снимите шланг с датчика разрежения 1 (см. рис. 21 - Система снижения токсичности отработавших газов). Шланг заглушите любым способом для предотвращения подсоса дополнительного воздуха во впускной тракт.
Когда отсоединен датчик разрежения, блок управления отключит режим управления составом смеси по сигналам кислородного датчика, на обоих ак- тюаторах карбюратора установится скважность сигнала 50% и карбюратор начнет работать в режиме базовой регулировки. При данном способе регулировки мультиметр не используют непосредственно для контроля изменения параметров системы. Им проверяют, действительно ли управление карбюратором происходит в режиме базовой регулировки. Для этого, переключив мультиметр в режим измерения скважности сигнала, подключите один его щуп к "массе" автомобиля, а другой - поочередно к контакту каждого актюатора. В обоих случаях мультиметр должен зафиксировать скважность 50%.

ВНИМАНИЕ!
При отсутствии мультиметра скважность сигнала можно измерить обычным вольтметром постоянного тока с пределом измерения 16 В. Подключив вольтметр к контакту актюатора так же, как и мультиметр, измерьте напряжение. При скважности сигнала 50% вольтметр покажет значение, равное половине значения напряжения в бортовой сети.

Винтом регулировки качества смеси установите концентрацию СО в отработавших газах до нейтрализатора 0,5- 0,6%. Проверьте по тахометру и при необходимости восстановите винтом количества частоту вращения коленчатого вала. После восстановления частоты вращения повторно откорректируйте содержание СО.

ВНИМАНИЕ!
По окончании регулировки не забудьте подсоединить датчик разрежения, иначе блок управления не будет регулировать состав горючей смеси по сигналам кислородного датчика, расход топлива несколько увеличится и, что самое существенное, резко снизится эффективность работы нейтрализатора отработавших газов.

Второй способ. Выполните те же подготовительные операции, что и при первом способе, и подсоедините к контакту кислородного датчика 14 (см. рис. 21) мультиметр, переключенный на режим измерения напряжения постоянного тока до 2 В, а при его отсутствии - вольтметр с таким же пределом измерения. Если напряжение на контакте кислородного датчика больше 0,5 В, что указывает на обогащенную смесь по сравнению с ее стехиометрическим составом, заворачивайте винт качества смеси до момента падения напряжения ниже 0,4 В. Если напряжение ниже 0,4 В, отворачивайте винт 14 до момента возрастания напряжения выше 0,5 В. Повторяя эту операцию, добейтесь положения винта качества, соответствующего границе перехода напряжения от одного значения к другому.

Третий способ. Систему XX регулируют в обычном рабочем режиме карбюратора, без отключения датчика разрежения, по величине скважности сигнала на актюаторе холостого хода.

Предварительно при работающем двигателе убедитесь в наличии регулярных колебаний напряжения с частотой примерно 1 Гц на контакте кислородного датчика, подключив к нему вольтметр постоянного тока или соответственно переключенный мультиметр. Затем переключите мультиметр на режим измерения скважности сигнала и подключите его к контакту актюатора системы холостого хода. Вращая винт качества в ту или иную сторону, добейтесь получения среднего значения скважности (50%), также меняющейся в большую или меньшую сторону.
 
интернет магазин запчастей для иномарок подробнее здесь