1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Гаишники и "подставлялы"
Все для автомобилиста
Ехал я по Ленинградскому шоссе, тут меня "Мерзавец" подрезал, мы зацепились. Оттуда выскочило двое, стали к ричать, что я их стукнул на полторы тысячи долларов и если немедленно не отдам, они меня из-под земли достанут. Я говорю:
– Не дрейфьте, мужики, все на мази, у меня гражданская ответственность застрахована, все как есть получите, – в машину нырнул и тут же по сотовому звоню. Они дверцы дергают, а я: – Да все в порядке, сейчас ГАИ приедет, оформимся и через неделю получите свои бабки.

Они поматерились и свалили. Я тоже хотел. А потом думаю: "Зачем?" Дождался ментов, оформили ДТП, самовольный уезд с их стороны. И через неделю одного из этих голубчиков я у "следака" встретил… В общем, триста баксов я с него снял, чтобы претензии отозвать и дело по "обоюдке" закрыли".

Московская быль
При движении по нашим дорогам следует учитывать еще один немаловажный фактор, влияющий на скорость и безопасность движения, – сотрудников автоинспекции и "подставлял", старательно следящих за выполнением нами "Правил Дорожного Движения". И те и другие вызывают у водителей лютую ненависть, поскольку все мы любим нарушать законы, но о чень не любим за это отвечать. Однако следует признать, что без подобных лютых ворогов ездить было бы намного труднее, если и не вовсе невозможно.
Гаишники и
Когда вас остановит инспектор дорожной службы, постарайтесь напомнить себе, что это тоже человек, что ему приходится бродить по улице в жару и лютые морозы, постоянно нюхать выхлопные газы, время от времени общаться со всякими ублюдками типа пьяниц за рулем или угонщиками, регулярно выслушивать брань. Еще по постовым иногда стреляют, а изредка они даже помогают нам в трудную минуту, выполняя роль регулировщиков. Не смотрите на гаишника, как кролик на серого волка! Инспектор, конечно, тоже санитар дороги, но в первую очередь он – человек, с которым можно поговорить, поторговаться, объяснить свой поступок. У них тоже есть совесть и чувство юмора.

Один мой знакомый, нарушив скоростной режим, долго убеждал инспектора, что денег у него, окромя завалявшихся в бардачке трех десяток, нет, и скостил-таки штраф до этой сумы! Потом, правда, оказалось, что по карманам самая мелкая купюра – пятьсот рублей… И ничего, инспектор только хмыкнул и сдачу отсчитал.

Внимание!
Автор считает своим долгом предупредить, что данный мактериал, не является юридическим документом и составлен с учетом законов, правил, инструкций и постановлений, существовавших на момент написания. К сожалению, законы, правила и инструкции имеют дурную привычку со временем изменяться…

Согласно "Наставлению по работе ДПС", остановивший вас инспектор обязан представиться и назвать причину задержания. Чаще всего они так и поступают – правда, не всегда говорят разборчиво. Тут желательно с интересом переспросить: "Чего случилось-то, почему остановили?"

И если после ответа "Проверка документов" вам начнут указывать на низковисящий противотуманный фонарь, вы напомните: "Так документы все равно в порядке!" – и с интересом вглядитесь в номер на жетоне. Несоответствие действий инспектора заявленной причине остановки есть нарушение инструкции, очень напоминающее поиски повода для вымогательства.

Некоторые адвокаты советуют сразу выходить из машины с блокнотом и ручкой и, вместо "Здрасьте", начинать разговор с записывания номера на жетоне, фамилии и должности инспектора.

Вот этого делать не нужно! Иначе вместо проверки документов вы нарветесь на проверку "комплектности машины", что инспектор имеет полное право делать – а вы уверены, что у вас в аптечке до сих пор не вытек "пергидроль" или не испарился "корвалол"? Или же ваша машина напомнит инспектору ту, что находится в розыске – и вы полчаса будете вместе с ним сверять номера и разрывать базы данных.

Все мы немножко быки, и незачем без повода махать друг у друга перед носом красными тряпками. Номер и фамилию можно записать и потом, если возникнет реальный конфликт.

Совет:
Многие советы адвокатов, причастных к решению автодорожных споров, направлены не на погашение конфликтов, а на их разжигание. Юристов можно понять: наши беды – это их хлеб с маслом. Поэтому их рекомендации следует пропускать сквозь призму здравого смысла. Например: если вас остановил инспектор, вы имеете полное право не выходить из машины, не разговаривать с ним, а просто сунуть документы сквозь щель приспущенного стекла. Однако если вы все равно выйдете, улыбнетесь и поздороваетесь – у инспектора будет куда меньше желания придираться к вашей машине.

Оплата штрафов.
Основным вопросом отношений водителя и автоинспектора общепринято считать взяточничество. Кладет инспектор деньги себе в карман или отдает государству? На самом деле сия проблема в высшей степени надумана, поскольку и в том, и в другом случае достигается главная цель: водитель-нарушитель лишается некоторой сумы денег, злится, ругается и в следующий раз старается "Правила" не нарушать. А взаимоотношения инспектора и государства к безопасности на дорогах никакого отношения не имеют.

Наиболее рациональным действием является, естественно, взятка. Она обычно составляет половину от предусмотренного законодательством штрафа, "оформляется" на месте и экономит вам изрядное количество времени и нервов.

Однако, следует помнить:

За дачу взятки должностному лицу – дорожному инспектору – вы рискуете схлопотать до 8 лет колонии, согласно статье 291-й УК РФ.

Вероятность невелика, но она существует, бывали прецеденты. Например, если у инспектора приступ острого гастрита и поблизости маячат неудобные свидетели вашего поступка или проводится внеочередная кампания из разряда "Чистые руки".

Поэтому, совершая данное уголовное преступление, имейте в виду:

– уговаривая инспектора на должностное правонарушение, вы должны делать это без свидетелей, и предлагать ему получить с вас на месте штраф, и именно штраф, а не что-либо иное, что потом смогут охарактеризовать как подкуп;

– при плановой облаве на жуликов видеоапаратуру для сбора доказательной базы удобнее всего разместить в патрульной машине;

– группа захвата должна находиться где-то неподалеку: в неприметной машине, в машине с тонированными стеклами, а то и просто слоняться поблизости с видом зевак.

Кроме того, не забывайте, что в честной уплате штрафа есть свои преимущества:

– вы можете обжаловать наказание;

– во время оформления вашего протокола все прочие водители на время оказываются в безопасности;

– вы почувствуете себя честным человеком;

– вы оставите своих извечных недругов без лишнего бутерброда за обедом;

– если все начнут честно платить штрафы, дорожная инспекция вымрет от голода и перестанет мешать нам ездить по дорогам!

Борьба с нечестными инспекторами

Как бы мы не недолюбливали "гаишников", следует признать, что в большинстве случаев они палку не перегибают и наказывают по делу. Однако в семье не без урода, и бывают случаи, когда водителей ловят не за нарушение, а только с целью "подоить". С такими случаями следует бороться самыми жестокими методами, основных из коих существует три. Борьба с нечестными инспекторами

Мягкий нервный путь

Требуйте составления протокола, вносите свое несогласие с действиями инспектора, затем требуйте отменить это решение сперва у его руководителя , затем в вышестоящих инстанциях и в конце концов – через суд. Обязательно упомяните в протоколе, что с вас вымогали взятку!

Совет:
Для подачи жалобы не обязательно отправляться в райГАИ лично. Достаточно послать кляузу по почте, желательно с уведомлением о вручении. Если вы привезли ее лично – не ломитесь на прием к местным бюрократам, а вручите жалобу секретарше или в канцелярию, и обязательно осведомитесь, под каким номером она зарегистрирована. Одновременно аналогичную жалобу на действия инспектора можно послать и в горГАИ, а если у вас вымогали взятку – то и в прокуратуру.

Помните, что каждая официальная бумажка, попавшая в прокуратуру, в вышестоящую инспекцию, в канцелярию президента, в санэпиднадзор, – всюду потребует от бюрократов какой-то реакции, отписки. Каждая отписка вернется в местное ГАИ., руководителю вашего инспектора дадут тычка, а он передаст салочку своему подчиненному. Мелочь, но приятно.

Кстати, в большинстве случаев судебные процессы против ГАИ водители выигрывают. Потому, например, что радары никаких справок с печатями не выдают, а свидетелей происшествия (понятых) в принципе не бывает.

Таким образом, составление протокола по надуманному поводу не даст вымогателю желаемой прибыли, зато принесет изрядное количество головной боли.

Ленивый путь
Предусматривает мирное расставание с инспектором, а затем написание жалоб на его действия, в которых отмечено вымогательство у вас взятки под надуманным предлогом.

Правда, поскольку никаких доказательств конфликта вы в таком случае привести не можете, то и эффективность этой меры крайне низка.

Радикальное решение
Предусматривает наличие в портмоне банкноты, номер которой заранее записан на какой-нибудь бумажке. В том случае, если инспектор остановил вас под явно надуманным предлогом и начинает вымогать деньги, вы отдаете "меченую" купюру, доезжаете до ближайшего телефона (или, остановившись неподалеку, достаете свой мобильный), звоните по "02" и сообщаете, что там-то и там-то сотрудник, жетон такой-то, только что вытряс из вас взятку, причем вы совершенно случайно запомнили номер отданной ему денежки.
Борьба с нечестными инспекторами
На звонки о нечестных сотрудниках милиция сейчас реагирует достаточно быстро, а номер купюры послужит достаточным доказательством злоупотребления. Вне зависимости от того, нарушали вы "Правила Дорожного Движения" или нет, иначе как в качестве взятки в карман инспектора она попасть не могла! А это значит – статья.

Самое главное – автоинспекция и РУВД проходят по разным ведомствам, а значит, спустить дело на тормозах будет, как минимум, очень трудно.

Никогда не прощайте инспекторам вымогательства под ложными предлогами!
Помните, вы на дороге не один, и инспектор со шкодливой душонкой будет много лет портить жизнь и настроение многим тысячам людей. Разумеется, руководство службы безопасности движения всегда старается покрыть неправомерные действия своих сотрудников. Однако, если на инспектора поступает не одна, и не десять жалоб в месяц, а десятки, любому руководителю захочется избавиться от подобного сотрудника.

Не путайте нормальных инспекторов с уголовниками!

Это очень опасно для вашей жизни и кошелька!

Сотрудниками службы по безопасности движения являются люди в форме, с полосатыми палочками, нагрудными знаками, причем находящиеся рядом с автомашинами, окрашенными в специфические милицейские цвета, или обитающие на стационарном посту.

Лица, у которых отсутствует хотя бы одна из перечисленных примет, инспекторами ГАИ не являются! Соответственно, любым их требованиям вы, как водитель, подчиняться не обязаны.

Всякого рода дружинники и общественники имеют право на существование только вблизи от полноценного инспектора дорожной службы.

Сотрудникам любых милицейских служб, а уж тем более – вневедомственной охраны, если они вас почему-то остановили, никогда не давайте в руки водительского удостоверения. С них достаточно паспорта – для удостоверения вашей личности, и документов на машину – для доказательства того, что вы ее не украли. Любые попытки вменить вам нарушение "Правил Дорожного Движения" пресекайте требованием вызвать сотрудников ГАИ. Разбираться с нарушениями этого рода имеют право только они! Все прочие варианты – есть уголовно наказуемые шантаж и вымогательство.

Совет:
Следуя вышеизложенному совету, соблюдайте чувство меры. Ведь понятно, что если где-то под кустом лежит человек в форме и с радаром, это почти наверняка инспектор, спрятавший машину подальше от глаз потенциальных нарушителей. В городах, кроме того, инспекторов нередко разбрасывают, ако хлебные семена, у различных светофоров или на сложных пересечениях.

Если где-то в лесу, на дороге, вас тормозит одинокий человек в милицейской форме (или человек в форме в сопровождении каких-то подозрительных штатских), вы обязаны быстренько проскочить мимо, остановиться на ближайшем посту ГАИ, сообщить о странном субъекте и попробовать выяснить, кто это такой и что делает на дороге? Если есть сотовый – сразу звоните в милицию. Звонок послужит для вас оправданием на случай, если человек окажется настоящим, заблудившимся в лесу инспектором и вас попытаются обвинить в неподчинении.

Совет:
Помните, что согласно "Правил Дорожного Движения", всякие жесты и знаки инспектора должны быть понятны участникам движения. А значит, если жест и свисток оказались вам непонятны, вы имеете полное право не останавливаться.

Такое утверждение вряд ли спокойно воспримут милиционеры, погнавшиеся за вами после явного превышения скорости. Но когда в лесу одинокий бродяга помахивает палочкой…

Мало ли кто где гуляет и почему свистит?

Помните, что огромное количество водителей, остановившихся в безлюдном месте рядом с человеком, одетым в милицейскую форму, исчезли навсегда. Не стоит рисковать жизнью даже из-за угрозы вполне реального штрафа.

Не пытайтесь "забыть" уплатить наложенный штраф !
В последние годы это нередко заканчивается приходом судебного исполнителя, который помимо штрафа начинает насчитывать вам судебные издержки, свои услуги, пенни, штрафы за неявку, и принимается неторопливо описывать имущество.

Обязательно подписывайте протоколы, которые составляют инспектора дорожного движения!

Отсутствие вашей подписи особого юридического значения не имеет. А вот слова: "Все здесь вранье!" за вашей подписью – уже имеют. Причем вы имеете полное право вписать в протокол все, что считаете нужным, или отметить, что дополнение к данному протоколу находится на отдельном листе.

Совет:
Если вы собираетесь оспаривать утверждение о вашем правонарушении – не оправдывайтесь. Вообще никак не оправдывайтесь. Впишите "содержание протокола не соответствует реальным обстоятельствам" в графу "объяснения нарушителя" и поставьте подпись. Если хотите, слово "нарушитель" тоже можете зачеркнуть. И посмотрите, как потом инспектор станет доказывать – а это именно его обязанность – что вы действительно поворачивали со второго ряда. Ведь для суда и его, и ваши голословные утверждения равны, а все сомнения, согласно презумпции невиновности, толкуются в пользу обвиняемого.

Но если в протоколе есть хоть слово о том, что вы были отброшены во второй ряд из-за взрыва метана в дорожном люке – факт нарушения налицо.

Штрафные стоянки.


1) Разумеется, все это суть незаконные изобретения полууголовных структур, нацеленные на вымогательство денег с видимостью некоторой законности. Подобные предприятия то отмирают под напором юридически подкованных граждан и прокуратуры, то осторожно начинают снова появляться на свет в результате гнусных административных инициатив – поэтому любому честному водителю мысленно нужно быть готовым к подобному типу ограбления.

При этом следует помнить про два основных момента:

– автомобиль – это ваша собственность, и как бы вы с ним не поступали, никто и никогда наказать вас за это не может. Не хотите ехать на штраф-стоянку – вы имеете право отказаться от навязанной услуги.

– инспектор не имеет права ставить вашу машину на стоянку именно потому, что это не его автомобиль.
Штрафные стоянки.
В соответствии со ст. 421-й Гражданского Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных Гражданским Кодексом или иным законом. В Гражданском Кодексе ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности.

2) Сотрудники дорожных служб ссылаются на статью 245-ю Кодекса об административных правонарушениях, которая гласит:

"Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства

Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство – задержанию до устранения причины задержания.

(в ред. Федерального закона от 19.07.97 N 108-ФЗ)

Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения.

Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.

Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.

Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения – местными органами исполнительной власти.

Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место".

Однако в данной статье ничего не сказано про то, что вы обязаны содействовать сотрудникам милиции при изъятии вашей собственности, и более того – указано, что задержание производится "до устранения причины задержания". То есть, если вы забыли права, то ваши действия: закрыть машину и уехать на "попутке" за документами – соответствуют Закону, а вот действия инспектора, пытающегося вас удержать и принудить к постановке машины на штрафстоянку – этому Закону противоречат, поскольку таким образом инспектор препятствует вашей попытке "устранить причину задержания" (о чем нужно обязательно упомянуть в протоколе).
Задержание транспортного средства
3) На сегодня процесс борьбы сторонников Закона и Беззакония находится на нижеследующей стадии – инспектор как бы имеет право отобрать вашу машину исключительно в следующих случаях:

– имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

– водитель не имеет права управлять транспортным средством или лишен этого права, а равно не имеет при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения;

– транспортное средство имеет неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда);

– транспортное средство зарегистрировано, но не имеет государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей;

– транспортное средство имеет подложные государственные регистрационные знаки.

– у вас нет страховки на автомобиль

– машина оставлена в неположенном месте

4) На практике данный тип грабежа проводится следующим путем: нечестный инспектор называет некую причину, по которой собирается поставить машину на стоянку.
Например, ему не понравилось состояние тормозов. И предлагает вам проследовать за ним к подельникам. В этом случае вам следует отказаться двигаться, сославшись на указанную им же причину. Если вы не можете ехать по своим делам – стало быть, следовать к мест у стоянки тоже не можете. Вас хотят куда-то передвинуть – пусть вызывают буксир. А вы можете запереться внутри и громко протестовать – не всякий буксировщик такую машину решится зацепить!

Правда, в ответ за столь активное отстаивание своих прав представители МВД обычно угрожают применить статью 165-ю Кодекса об Административных Правонарушениях, которая гласит: "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, а равно невыполнение водителями законного требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление водителями в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия или уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения, наказывается штрафом или лишением права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет (для водителей транспортных средств), либо исправительными работами на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, административным арестом на срок до пятнадцати суток".

Трудно понять, как эта статья соотносится с отказом двигаться на штрафстоянку – но такая угроза существует

5) Одна из наиболее простых и эффективных методик борьбы с штрафными стоянками – это захлопывание ключей в замке зажигания. Как только речь начинает всерьез заходить о попытке присвоить вашу машину, вы, отвлекая инспектора словами, например, о необходимости взять сигареты, открываете пассажирскую дверцу, ставите дверцы на стопор и захлопываете. Все! Теперь, чтобы открыть машину, нужно ехать домой за запасным комплектом ключей. Ломать автомобиль ради того, чтобы украсть – это уже откровенная уголовщина, на которую мало кто пойдет.

И обвинить вас в неподчинении тоже трудно – ну захлопнулись ключи в замке зажигания! Случайность. Бывает…

Один мой знакомый, дважды попадавший в подобную ситуацию, прикрутил запасной ключ на винт под фару – чтобы не домой за ним ездить, а просто подождать в сторонке, пока инспекторам надоест ходить вокруг недоступной добычи.

6) На практике вопросы попадания или непопадания машины на штрафстоянку куда в большей степени зависят от вашей решимости защитить свою машину, нежели от существующей на настоящий момент правовой базы.

Совет:
Если ваша машина все-таки попала в лапы милиции, то, составляя опись, вписывайте в оную все до последней мелочи. Не пишите просто магнитола – машину вернут с каркасом трехсотлетнего "Урала". Пишите: "исправная магнитола "Филипс" с плазменной панелью 2003 года выпуска". Забудете вписать колеса – вернут на лысых покрышках вместо новенького "Матадора", забудете вписать показания спидометра – ваша машина за время "стоянки" намотает несколько тысяч километров. И винить сторожей бесполезно – сами прозевали.