1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Система улавливания паров топлива
Карбюраторы солекс - особенности конструкции
10.02.2012 09:48
Топливо испаряется в тех узлах, где оно непосредственно соприкасается с воздухом открытой поверхностью: в поплавковой камере карбюратора и топливном баке. С повышением температуры окружающего воздуха интенсивность испарения топлива увеличивается и количество паров, представляющих собой токсичные углеводороды и поступающих в воздух, становится сопоставимо с количеством углеводородов в отработавших газах. Чтобы исключить попадание паров топлива в окружающую среду, автомобили с карбюраторами типа "Солекс" могут оснащать системами улавливания паров.



Рис. 22. Схема системы улавливания паров топлива автомобиля BA3-21083: 1 - фильтрующий элемент воздушного фильтра; 2 - воздушный фильтр; 3 - штуцер отвода паров топлива из поплавковой камеры; 4 - штуцер отбора управляющего разрежения для клапана продувки адсорбера и вакуумного корректора распределителя зажигания; 5 - карбюратор; 6 - магистраль управления клапаном вентиляции поплавковой камеры; 7 - магистраль вентиляции поплавковой камеры; 8 - двухходовой клапан; 9 - блокировочный клапан; 10 - топливный Сак; 11 - сепаратор ларов топлива; 12 - магистраль подачи паров топлива из топливного бака в адсорбер; 13 - клапан вентиляции поплавковой камеры; 14 - адсорбер; 15 - патрубок забора наружного воздуха; 1 б - клапан продувки адсорбера; 17 - демпфер; 18 - магистраль продувки адсорбера; 19 - магистраль управления клапаном продувки адсорбера; 20 - штуцер подачи паров топлива во впускной трубопровод; 21 - впускной трубопровод; 22 - штуцер отбора управляющего разрежения для клапана вентиляции поплавковой камеры; 23 - магистраль подключения вакуумного регулятора распределителя зажигания.

Основной узел системы - адсорбер 14 (рис. 22) представляет собой емкость вместимостью несколько литров, заполненную адсорбентом. В качестве адсорбента обычно используют активированный уголь. Адсорбер сообщается с системой через два установленных в его верхней части клапана. Через клапан 13 по магистрали 7 в адсорбер поступают пары топлива из поплавковой камеры, через клапан 16 по магистрали 18 накопленные в адсорбере пары отводятся во впускной трубопровод 21. Диафрагмен- ные механизмы обоих клапанов управляются разрежением из впускной системы. К клапану 16 по магистрали 19, в которой для снижения пульсаций установлен демпфер 17 с жиклером и клапаном, разрежение подается из главного воздушного канала карбюратора через отверстие, расположенное над закрытой дроссельной заслонкой первичной камеры, к клапану 13 - по магистрали 6 из задроссельного пространства. Под действием разрежения клапан 13 закрыт, а 16 открыт. В нижней части адсорбера расположен сообщающийся с атмосферой патрубок 15 забора наружного воздуха.

Топливный бак 10 соединен с адсорбером магистралью 12. Бак закрыт герметичной пробкой и сообщается с атмосферой только через адсорбер. В магистрали установлены: двухходовой клапан 8, пропускающий при перепадах давления пары топлива в адсорбер или воздух в бак; блокировочный клапан 9, предотвращающий вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля; сепаратор 11 паров топлива, отделяющий жидкую фракцию и возвращающий ее в бак.

Когда двигатель не работает, разрежения во впускном тракте нет и клапан 13 открыт. Пары топлива из поплавковой камеры по магистрали 7 поступают в адсорбер, где поглощаются активированным углем. Под давлением паров топлива из бака, открывается двухходовой клапан 8, и по магистрали 12 они также поступают в адсорбер. Если по какой-либо причине давление в топливном баке окажется ниже атмосферного, пары топлива через двухходовой клапан возвращаются обратно в бак. Таким образом адсорбер не пропускает пары топлива в атмосферу.

После пуска двигателя во впускном трубопроводе 21 возникает разрежение и клапан 13 под его действием закрывается. Пары топлива из поплавковой камеры отводятся через балансировочные отверстия карбюратора в главный воздушный канал. Клапан 16 остается закрытым, так как на режиме холостого хода у отверстия штуцера 22 нет разрежения.

При нажатии на педаль акселератора дроссельная заслонка первичной камеры открывается и отверстие штуцера 22 оказывается в зоне разрежения. По магистрали 6 разрежение передается к клапану 16 продувки адсорбера и открывает его - полость адсорбера сообщается с задрос- сельным пространством впускного трубопровода. Разрежение из впускного трубопровода передается в полость адсорбера, в которую через патрубок 15 начинает интенсивно подсасываться атмосферный воздух. Он проходит через слой насыщенного парами топлива адсорбента и увлекает их во впускной трубопровод. Этот процесс называют продувкой адсорбера, в результате которой активированный уголь, регенерируясь, полностью восстанавливает свои аккумулирующие свойства.