1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Катапульта для запуска самолетов с авианосцев
Маховики в машинах
01.02.2014 13:50
Одним из основных условий успешного запуска самолетов с авианосцев являются большие ускорения и малый путь разбега. Для этой цели за рубежом применяются специальные катапульты, разгоняющие самолет. Инерционный привод такой катапульты оказался наиболее легким, экономичным и дешевым по сравнению с приводами других типов. 

Одна из таких катапульт представлена на рис. 42. Бензиновый двигатель в 115 кВт разгоняет маховик диаметром 2,1 м и связан с ним обгонной храповой муфтой. Маховик установлен в массивных опорах, необходимых для восприятия гироскопических усилий от качки корабля. Тяговый барабан лебедки катапульты связан с маховиком через планетарную передачу, встроенную в барабан и 32-дюймовую гидромуфту с регулируемым наполнением. Муфта позволяет развивать крутящий момент 36 000 Н м при частоте вращения барабана от 0 до 2100 в 1 мин. Возрастание крутящего момента до полной величины происходит примерно за 0,5 с.

 Катапульта для запуска самолетов с авианосцев
Рис. 42. Катапульта для запуска самолетов с авианосцев
1—двигатель; 2—гидромуфта; 3—автолог; 4—маховик; 5—гидромуфта высокой мощности; 6—лебедка; 7—рычаг пуска


Маховик имеет форму, близкую к форме диска равной прочности с толщиной на периферии 9 см, а близ центра 15 см и имеет массу 3 т. Момент его инерции 1350 кг-м2 позволяет накопить около 32 млн Дж энергии при 2100 об/мин. Энергия, сообщаемая самолету, не превышает 0,9 млн Дж, что объясняется буксованием гидромуфты и снижением частоты вращения маховика не более чем до 1630 об/мин. Разгонный двигатель восстанавливает эту энергию за 2,5 мин, причем за это время трос наматывается на барабан и новый самолет готовится к запуску. Эта катапульта позволяет производить разгон самолета до 120 км/ч при ускорении 3,25 g.



Другой, более мощный тип катапульты содержит маховик массой 12 т, разгоняемый электродвигателем мощностью 900 кВт. Эта катапульта позволяет производить разгон самолета «Локхид F-80» до 300 км/ч за 4,1 с при пути пробега всего около 100 м или до 400 км/ч при длине пробега 150 м. Катапульта снабжена мощной гидромуфтой и электроприводом.

Маховичный двигатель помогает не только запускать самолеты. Необыкновенно высокая надежность этих двигателей (маховик не только не может «заглохнуть», но его и просто остановить невозможно, пока он не выделит всю накопленную в нем энергию) способствовала применению их на летательных аппаратах; быстрый взлет и безопасная посадка гарантировалась даже при отказе всех других двигателей. И начало этому положил маховичный вертолет, так называемый «прыгающий гиро».
 
Elitsmoke интернет магазин импортных сигарет.