1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Самобеглая тележка — маховоз
Маховик в транспорте
03.04.2014 12:04
И приоритет в этой области принадлежит России. Еще в 1860 г., т. е. на самой заре автомобилизма, проект «маховоза», или самобеглой тележки, использующей маховик в качестве двигателя, был предложен русским инженером В. И. Шуберским.

В 1905 г. англичанин Ланчестер получил патент № 7949 на изобретение, имеющее отношение к «... применению для механического движения мотора в форме тяжелого, быстровращающегося маховика, с целью приведения в движение моторного экипажа» (рис. 55).

Экипаж Ланчестера, движущийся накопленной энергией маховика
Рис. 55. Экипаж Ланчестера, движущийся накопленной энергией маховика: 1—маховик; 2—передача

Колеса экипажа Ланчестера соединялись любой механической передачей с маховиком или даже с системой из двух маховиков, вращающихся в противоположные стороны, чтобы устранить действие вредного для экипажа гироскопического эффекта. Для разгона маховика на остановках экипажа он соединялся через вариатор с валом стационарного двигателя. Предусмотрел Ланчестер и разгон маховика встроенным электродвигателем, который подсоединялся на остановках к электрической сети.
 
Гироскопический экипаж П. Шиловского на двух колесах
Рис. 56. Гироскопический экипаж П. Шиловского на двух колесах:
1—маховик; 2—приводное колесо; 3—рулевое колесо; 4—двигатель
 
Оригинальный экипаж с маховиком был построен и продемонстрирован в Лондоне в 1914 г. русским инженером П. Шиловским. Машина, названная им гирокаром, имела всего два колеса (рис. 56) и поддерживалась в устойчивом состоянии вращающимся маховиком, приводимым во вращение электромотором. Генератор, питающий электромотор, получал вращение от вала основного двигателя гирокара. Таким образом, маховик в этой машине, как и в построенном недавно фирмой «Форд» двухколесном автомобиле «Гирон» (в английском произношении «Джирон»), использовался только для устойчивости. Этому способствовал так называемый гироскопический эффект, который всегда сопутствует вращающимся маховикам.

Характерно, что П. Шиловский, не найдя поддержки в царской России, построил свой гирокар на средства английской фирмы «Уолсли», работавшей на военное ведомство. Гирокар привлек внимание фирмы своей единственной колеей, повышающей проходимость автомобилей.

Не исключена возможность, что маховичные автомобили в будущем будут выполняться именно двухколесными, что значительно упростит и удешевит конструкцию машины. Двухколесный экипаж тратит меньше энергии на свое перемещение, чем четырехколесный, он гораздо маневреннее, что очень важно в условиях современного города.

К тому же основной маховичный двигатель можно одновременно использовать и как маховик-стабилизатор. Поэтому конструкция гирокара Шиловского не утратит своей актуальности и в будущем.


К числу маховозов принадлежат и всякого рода инерционные тележки для внутризаводских перевозок. Этот вид транспорта, пока еще очень несовершенный, получает все большее распространение на различных заводах для межцеховых и внутризаводских перевозок. Выгодно отличаясь от аккумуляторных электрокаров, такие инерционные тележки могут при рациональном использовании дать значительный экономический эффект.

На рис. 57 показана тележка, разработанная на Казанском компрессорном заводе. Грузоподъемность тележки 10—15 тс. Скорость движения около 25 м/мин. Маховик, разгоняемый электродвигателем до 800 об/мин во время загрузки тележки, обеспечивает длину ее пробега 500—900 м. Несмотря на очевидную простоту такой тележки, годовой эффект от ее применения составил более 3000 руб.
Инерционная тележка для внутризаводских перевозок
 
Рис. 57. Инерционная тележка для внутризаводских перевозок:
1—шасси; 2—платформа; 3—маховик; 4—электродвигатель; 5—коробка отбора мощности; 6—рукоять хода и реверса; 7—редуктор; 8—рукоять сцепления

Аналогично действует инерционный тельфер, движущийся энергией разогнанного маховика. Разгон его производится электро- или гидродвигателем.

Следует отметить, что инерционный внутризаводской транспорт еще весьма далек от совершенства. Применение махович ного двигателя для внутризаводских транспортных средств пока ограничено. Бывает, что этим совершенно специфичным источником энергии нередко механически заменяется обычный двигатель, что не только приводит к ухудшению работы трансмиссии, но часто влечет за собой потерю ряда ценнейших свойств и возможностей маховичного двигателя. Применение его на том или ином транспортном средстве должно иметь строгое научное обоснование, предполагающее увязку характеристики движения транспортного средства, с характеристикой маховичного двигателя.

Надо заметить, что инерционные тележки очень перспективны для внутризаводского транспорта с интенсивным движением по определенному маршруту. Дешевизна, простота устройства и обслуживания, высокая долговечность, гигиеничность — вот качества, которые должны в ближайшем будущем обеспечить инерционным тележкам достойное место.

Маховик в качестве двигателя имеет еще одно ценное преимущество перед двигателями внутреннего сгорания и электро-двигателями: его рабочий процесс не связан с горением или искрением, поэтому он не может вызвать воспламенения или взрыва окружающей взрыво- или огнеопасной среды. И с особым эффектом использует маховик в качестве двигателя транспорт пороховых складов.